История 1-го авиаполка

В одном небольшом столичном сквере есть монумент. Посреди увядших цветов, смотря в окна новых высотных домов, шагают две бронзовых фигуры, два летчика, один из которых российский, а другой – француз. Этот монумент посвящен пилотам славного авиаполка «Нормандия-Неман». Недалеко от сквера размещено Введенское кладбище. Там похоронены погибшие в 1944 году французский летчик Бруно де Фальтан и русский авиамеханик Сергей Астахов. Тут же лежит останки неведомого французского пилота, останки которого были найдены только в 1964 году около Орлова. Мемориал был открыт в 2007 году в присутствии президентов обеих государств – Владимира Путина и Николя Саркози.

История одного авиаполка
Группа летчиков авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3 в Восточной Пруссии. Отличительной особенностью полка, видимой на этой фото является кок истребителя Як-3, раскрашенный в цвета французкого флага(красный-белый-синий)

Авиаполк «Нормандия-Неман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на местности СССР в годы Величавой Российскей. Британцы и америкосы высылали в Русский Альянс только технику, продовольствие, горючее. Захваченная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году генерал Шарль де Голль предложил русскому управлению помощь в виде эскадрильи французских летчиков. Сталин принял предложение. Для Иосифа Виссарионовича это имело очень существенное политическое значение, так как глава нашего страны возлагал надежды на то, что прибытие союзников ускорит открытие второго фронта. Де Голль в свою очередь желал заручиться помощью французских коммунистов, участвующих в Сопротивлении. Кроме этого, признание его Русским Союзом в качестве фаворита движения освобождения Франции было нужно генералу как противовес давлению Черчилля. К тому времени британцы уже приняли ряд принципиальных решений о французских колониях, даже не поставив в известность известного муниципального деятеля.

29 ноября 1942-го на аэродром в городке Иваново прибыли пятнадцать французских пилотов, 30 девять авиатехников и четыре штабных офицера. 4 декабря из их уже сформировали авиационную эскадрилью. Летчики окрестили ее «Нормандия» в честь одной из французских провинций. Таким макаром, они проявили свое отличие от авиаполков Виши, которые имели только номерные наименования.

Из мемуаров Жоржа Мазюреля, ветерана авиаполка «Нормандия-Неман»: «Я отлично помню, как после месяцев в пустыне мы перебрались в Иваново. Военные и штатские повстречали нас гостеприимно, оказав таковой теплый прием, что скоро мы все стали друзьями, невзирая на языковой барьер».

Большинству французских летчиков к тому времени едва-едва исполнилось 20 лет. Из пятнадцати прибывших пилотов только семеро имели опыт воздушных схваток, участвуя в одиночных боях над Северной Африкой. Так как летчиков свободной Франции учили спецы из Великобритании, Черчилль был против того, чтоб отпускать асов с Западного фронта. Только трое из французов налетали больше трехсот часов, которые были нужны, чтоб получить летное удостоверение. У иных эта цифра колебалась около 150. Чтоб оказаться на Восточном фронте, пилоты cмошенничали, приписав для себя недостающие часы.

История одного авиаполка

Командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия-Неман» Марсель Лефевр (Marcel Lefevre) и его русские товарищи (техник-лейтенант Тарасов и старший сержант Колупаев) у истребителя Як-9 №14. Марсель Лефевр в 105 удачных боевых вылетах, участвовал в 30 воздушных боях, в каких лично сбил 11 германских самолетов. 28.05.1944 г. истребитель Лефевра был подбит, а сам он ранен. Семь дней спустя французский летчик погиб от приобретенных ран в русском лазарете. 4 июня 1945 года лейтенанту Марселю Лефевру было присвоено звание Героя Русского Союза посмертно

Из м
емуаров летчика-аса «Нормандии-Неман» Ролана де ля Пуапа: «Мы желали биться совместно с русскими. Смерти не страшились, военные летчики всегда готовы к погибели. Мы вожделели томных боев, проблем, испытаний. И всё это получили сполна».

После прибытия в Русский Альянс французам было предложено самим избрать модель самолета для схваток. Посреди вариантов были английские «Харрикейны», южноамериканские «Эйркобры», русские Ла-5 и Як-1. Пилоты приостановили собственный выбор на Як-1. Скоро все французские летчики-истребители удачно сдали экзамен и направились с тренировочной базы в распоряжение полка бомбардировщиков на аэродроме Полотняного завода. Их заданием стало аккомпанировать неспешные Пе-2.

После первых боев пилоты открыли счет сбитым фашистам. Но были утраты и немалые. Только за 13 апреля эскадрилья лишилась троих человек. Обнаружились серьезные задачи. Французы не могли ориентироваться в заснеженных степях Рф. Это стоило жизни Жану Рею, который вкупе с Луи Астье во время задания в августе 1943-го года оказался над территорией неприятеля и был обстрелян. Не считая этого высочайшее мастерство французских летчиков имело одну нелицеприятную особенность. Друзья на земле, на высоте они были каждый за себя. Пилоты вначале учились для ведения одиночных боев. Но такая стратегия на самом ужасном фронте приводила только к тому, что они преобразовывались в пушечное мясо для германцев.

Отсиживаться в тылу французы совсем не собирались, но разрешить им далее учавствовать в боях русское командование тоже не могло. Стране нужна была жива и боеспособная эскадрилья, а не несколько мертвых героев. Потому «Нормандию» прикрепили к 303-й авиадивизии четвертой эскадрильей в восемнадцатом авиаполку. Гвардейцы из 18-го взялись «поставить на крыло» иноземцев, на личном примере обучив их боевому взаимодействию. 17 апреля 1943 года состоялся 1-ый кооперативный боевой вылет русских и французских летчиков.

Из мемуаров 1-го русского аса: «Французы проявили нам свою стратегию одиночного боя. А мы их позже длительно критиковали. Сидя у землянки, отрисовывали на земле руками. Разъясняли, как мы друг дружку в воздухе защищаем».

Русские пилоты издержали много времени, чтоб научить французов не теряться в незнакомой местности. Генерал-майор Захаров лично разъяснял иноземцам стратегию ведения группового боя с взаимоприкрытием на примере веника. Он разламывал по одному прутику и здесь же демонстрировал, что если все прутики вкупе, то веник не сломать.

Много неудобств союзникам доставляли языковой барьер и обыденные бытовые трудности. К примеру, французы отрешались есть везде всераспространенную у нас гречневую кашу, называя ее «птичьей едой».

История одного авиаполка
Младший лейтенант Морде Соваж (Roger Sauvage) из полка «Нормандия-Неман» в кабине истребителя Як-3. Всего на советско-германском фронте (с января 1944 г. и до окончания боевых действий) Морде Соваж сбил четырнадцать германских самолетов. Еще два германских бомбовоза он сбил в 1940г. над Францией

Из мемуаров де ля Пуапа: «Каждую весну мы собирали одуванчики, чем приводили российских в недоумение. Исключительно в Рф можно узреть такое волшебство, как большенные желтоватые одуванчиковые поля. А еще я грибы люблю собирать. Меня так и окрестили – «грибник-истребитель».

Очередной неувязкой являлся грозный климат нашей страны. Летчикам приходилось несладко во время русских холодов. А механикам было еще труднее. В рукавицах у их не выходило подкрутить ни один винтик, а без варежек работать в мороз они и совсем не могли. В итоге по взаимному согласию французских механиков поменяли на наших.

Скоро меж русскими и французами завязались товарищеские дела, переросшие в реальную мужскую дружбу. Когда Василий Сталин возжелал забрать к для себя ставших известными «нормандцев», то французы категорически воспротивились этому переводу. Командира 303-й авиационной дивизии, Жору Захарова, они разве что не боготворили. Назвали его «старшим братом» и «отцом». А по приказу начальника восемнадцатого авиаполка Анатолия Голубова безоговоро
чно могли отправиться и в пекло, и на край света.

В 1944-ом фашисты подбили самолет, в каком находились пилот-француз Морис де Сейн и русский механик Владимир Белозуб. Пилоту отдали приказ прыгать, но он знал, что у механика нет парашюта. Де Сейн не оставил друга, до последнего момента пытаясь выровнять машину. Они погибли совместно. Другим наименее грустным примером дружбы союзников стали любовные романы французских пилотов с местными девицами. Какой-то из них – Александр Лоран – даже женился.

В июле 1943 года эскадрилью переформировали в истребительный полк. Первым командиром назначили майора Пьера Пуйяда. Скоро самолеты Як-1 поменяли на Як-9. А в августе 1944-го полк получил Як-3.

Со слов бывшего пилота, собирателя Макси Гайнза: «Пилоты «Мессершмиттов» имели приказ не ввязываться в одиночный бой с Як-3, потому что по маневренности ему не было равных. В добросовестном бою он не давал германцам ни 1-го шанса на победу».
Из мемуаров французского летчика: «На Як-3 двое могли удачно биться против четырех, а четыре – против шестнадцати. На таких машинах мы ощущали себя в воздухе полными хозяевами».

История одного авиаполка
Командир 303-й истребительной авиадивизии генерал-майор Жора Нефедович Захаров, лейтенант Жозеф Риссо (Joseph Risso) из авиаполка «Нормандия-Неман» и русские офицеры у истребителя Як-3. Истребитель на фото с изображением «Георгия Победоносца» на фюзеляже — Як-3 с движком ВК-105ПФ2 — личная машина Г.Ф. Захарова

Истребительный полк «Нормандия» участвовал в битве на Курской дуге, в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Пилоты помогали освобождать Орел, Брянск, Смоленск, Кенигсберг, Гумбиннен (сейчас Гусев), Пилау, Инстенбург и другие городка. Летом 1944 года за бесценную помощь в форсировании реки Неман и освобождении Литвы Иосиф Виссарионович присвоил авиаполку почтенное заглавие «Нормандия-Неман».

Но основной итог действий истребительного полка – выше 5 тыщ вылетов, около 900 воздушных боев, 273 зафиксированные победы (не считая восьмидесяти подбитых самолетов) с марта 1943-го по апрель 1945-го. Но судьба не баловала французов. За время боевых действий из девяноста 6 пилотов погибло 40 два (из их 30 5 в воздушных боях). Из пятнадцати человек первой команды в живых осталось только трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо. Восемьдесят три летчика полка «Нормандия-Неман» были награждены русским управлением, а полк удостоился орденов Красноватого Знамени и Александра Невского. Четырем французам присвоили звание Героя Русского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер, лейтенант Ролан де ля Пуап, командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (посмертно) и лейтенант Жак Андре. Правительство Франции вознаградило «Нормандию-Неман» Военным крестом, орденом Почётного легиона, Военной медалью и Орденом Освобождения.

Ролан де ла Пуап был в числе первых пилотов, отправившихся в нашу страну. В составе авиаполка «Нормандия-Неман» произвёл более 100 20 вылетов, одержав восемнадцать побед! За один денек он сумел убить два фашистских самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР за воинскую доблесть и мужество Ролану было присвоено звание Героя Русского Союза. Много позднее в 2008 году отставной полковник, граф де ла Пуап удостоился одной из основных наград Франции – Огромного креста ордена Знатного легиона. После окончания войны Ролан служил в ВВС Франции до 1947 года, позже стал предпринимателем. Заработанное состояние издержал на создание морского зоопарка «Marineland» на Лазуревом побережье Франции. Скончался именитый ас «Нормандии» по естественным причинам 23 октября 2012 года в городе Сен-Тропе на девяносто 3-ем году жизни.

После окончания военных действий пилоты и семьи погибших летчиков получили валютное вознаграждение от СССР. Общая сумма составила около 250 тыщ баксов. Наша страна также подарила самолеты, на которых французы сражались с немецко-фашистскими захватчиками (40 один Як-3). Для сопоставления, английское министерство военных дел согласилось не дать, а реализовать всего-навсего бомбовозы, на которых вели войны пилоты из Франции. 20 июня 1
945-го французы возвратились домой.

История одного авиаполка
Французский летчик полка «Нормандия-Неман» и русские техники готовят истребитель Як-3 к вылету. Летчик на фото — лейтенант Морде Марки. По окончании войны на его счету было 13 сбитых германских самолетов. На крыле также стоит авиамеханик старший сержант Леонид Иванович Санин

У себя на родине «Нормандия-Неман» стала элитной частью. Полк участвовал в войне в Индокитае, в бомбежке Югославии в составе войск НАТО.

«Каждый, поступающий к нам на службу, проходит тестирование на познание полковой истории. Мы очень гордимся прошедшим, оно является частью нашего престижа», – из речи бывшего командира «Нормандии-Неман» Франсуа Трико.

В 1995-ом в Рф в честь пятидесятилетия полка почтенное заглавие «Нормандия-Неман» было присвоено восемнадцатому гвардейскому авиаполку, воевавшему в прошедшем вкупе с французами. Полк базировался на аэродроме поселка Галёнки, расположенном в Приморском краю. К огорчению, в связи с очередной реформой Вооруженных Сил нашей страны в 2009 году ряд полков закончил свое существование. В их число попал и восемнадцатый гвардейский. Его правопреемницей назначили авиационную базу на Далеком Востоке под номером 6988. В том же году из-за сокращений численности французской армии остановили деятельность одноименной французской истребительной группы, размещавшейся в городке Кольмар. Часть пилотов и самолётов совместно с полковым флагом присоединили к военной базе в Реймсе. Это вышло как раз намедни отмечавшегося в 2010-ом года франко-российской дружбы.

«После роспуска эскадрилий «Лотарингия» в 2005 и «Эльзас» в 2009 – это уже треть, сделанная де Голлем, которая исчезла», – возмущенно писали французские газеты. А вот, что гласит по этому поводу ветеран войны Ж. Мазюрель: «Мы испробовали все, чтоб сохранить «Нормандию». Это решение не может бросить никого из летчиков флегмантичными ни во Франции, ни в России».

К концу 2012 года власти обязались вернуть полк на базе Монт-де-Марсан. Он воспримет на вооружение истребители «Рафаль».

История одного авиаполка
Французский летчик полка «Нормандия-Неман» лейтенант Морде Марки у кабины собственного истребителя Як-3. По окончании войны на счету Марки было 13 сбитых германских самолетов

В 2012 исполняется 70 лет прославленному авиационному полку. Что это означает на сегодня? Кто заботливо хранит в сердечко память о «Нормандии-Неман»? В 2010 году музей авиаполка в родном городе М. Лефевра Лез Андели закрылся из-за отсутствия денежной поддержки. Музей работал за счет средств городской администрации, также реализации книжек и проведения собраний. Работники заведения гласили, что вырученных средств чуть хватало на заработную плату. В конечном итоге власти приняли решение перенести экспозицию в Ле Бурже в Музей авиации и астронавтики. Сейчас там хранится единственный экземпляр подлинного «Як-3» полка «Нормандии-Неман». Экспозицию откроют для публики в 2013 году. В то же время в Рф на сей день существует около 20 музеев прославленных «нормандцев» на базе школ. В столице их 5. Тут проходят встречи малышей с ветеранами, круглые столы и выставки. Патриотическим воспитанием деток занимается Ассоциация ветеранов полка, возглавляемая Анатолием Фетисовым. При этом занимается без гос помощи. Только полгода вспять у Ассоциации появилось маленькое собственное помещение на местности завода им. В. Ильича.

Нужно увидеть, что во Франции об истории знаменитой «Нормандии-Неман» сильно мало понятно широкой публике. Школьные учебники по истории вообщем не упоминают об авиаполке. К французским ветеранам нередко приезжают журналисты и гости, но по сути они все из государств бывшего Русского Союза. Такое отношение можно разъяснить тем, что Франция в целом очень с

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,187 сек. | 16.76 МБ