История программки «Спираль»

Начало 60-х годов. Прохладная война в разгаре. В США идут работы по программке Dyna Soar – гиперзвукового орбитального ракетоплана Х20. Как ответ на эту программку, работы по разработке собственных ракетопланов проводятся и в нашей стране многими институтами и КБ, как по заказу правительства, в виде НИОКР, так и в деятельном порядке. Но разработка аэрокосмической системы "Спираль" явилась первой официальной крупномасштабной темой, поддержанной управлением страны после ряда событий, ставших предысторией проекта.

В согласовании с пятилетним Направленным на определенную тематику планом ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам практические работы по авиационной астронавтике в нашей стране в 1965 г. были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Тема по созданию двухступенчатого воздушно-орбитального самолета (в современной терминологии — авиационно-космической системы — АКС) получила индекс "Спираль". Русский Альянс серьезно готовился к масштабной войне в космосе и из космоса.

В согласовании с требованиями заказчика конструкторы взялись за разработку многоразового двухступенчатого комплекса, состоящего из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с внедрением разгонной телеги, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора при помощи движков ГСР нужных скорости и высоты происходило отделение ОС и предстоящий разгон происходил при помощи ракетных движков двухступенчатого ускорителя, работающих на фтороводородном горючем.

История программы "Спираль"

Боевой пилотируемый одноместный ОС многоразового внедрения предугадывал внедрение в вариантах дневного фоторазведчика, радиолокационного лазутчика, перехватчика галлактических целей либо ударного самолета с ракетой класса "космос-Земля" и мог применяться для инспекции галлактических объектов. Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах лазутчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Спектр опорных орбит составлял 130…150 км по высоте и 450…1350 по наклонению в северном и южном направлениях при стартах с местности СССР, при этом задачка полета должна была производиться в течение 2-3 витков (3-ий виток посадочный). Маневренные способности ОС с внедрением бортовой ракетной двигательной установки, работающей на высокоэнергетических компонентах горючего — фтор F2 + амидол (50% N2H4 + 50% BH3N2H4), должны были обеспечивать изменение наклонения орбиты для лазутчика и перехватчика на 170, для ударного самолета с ракетой на борту (и уменьшенном припасе горючего) — 70…80. Перехватчик также был способен выполнить комбинированный маневр — одновременное изменение наклона орбиты на 120 с подъемом на высоту до 1000 км.

История программы "Спираль"

После выполнения орбитального полета и включения тормозных движков ОС должен заходить в атмосферу с огромным углом атаки, управление на шаге спуска предусматривалось конфигурацией наклона при неизменном угле атаки. На линии движения планирующего спуска в атмосфере задавалась способность совершения аэродинамического маневра по дальности 4000…6000 км с боковым отклонением плюс/минус 1100…1500 км.

В район посадки ОС был должен выводиться с выбором вектора скорости вдоль оси взлетно-посадочной полосы, что достигалось выбором программки конфигурации наклона. Маневренность самолета позволяла обеспечить посадку в ночных и сложных метеоусловиях на один из запасных аэродромов местности Русского Союза с хоть какого из 3-х витков. Посадка совершалась с внедрением турбореактивного мотора ("36-35" разработки ОКБ-36), на грунтовой аэродром II класса со скоростью менее 250 км/ч.

Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским 29 июня 1966 года аванпроекту "Спирали", АКС с расчетной массой 115 тонн представляла собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,220 сек. | 16.87 МБ