Лечебная физкультура

Некоторые родители детям, перенесшим ревматическую атаку, очень долго не разрешают заниматься физкультурой. Они ограничивают ходьбу и не разрешают детям участвовать даже в малоподвижных играх, считая, что физическая нагрузка вредна для сердца.
А правильно ли это?
Опыт наших детских лечебных учреждений показывает, что дети, больные ревматизмом, вследствие вынужденного пребывания в постели становятся вялыми, угнетенными своим длительным покоем. Введение дозированных упражнений способствует в таких случаях улучшению настроения ребенка. Кроме того, мы отмечаем, что под влиянием регулярных физических упражнений налаживается работа сердечно-сосудистой системы: улучшается кровообращение в сердечной мышце, становятся более благоприятными условия ее питания, повышается работоспособность сердца.
Когда же можно вводить физические упражнения в режим больного ревматизмом? Сохранять ли ему длительное время строгий постельный режим или разрешать ему движения? Этот вопрос правильно решить может только врач, наблюдающий больного.
Мы в условиях детского стационара у детей, больных ревматизмом, физические упражнения начинаем уже в то время, когда они находятся на постельном режиме. Постепенно с расширением лечебного режима вводим все новые комплексы лечебной физкультуры, которые тонизируют мышцу сердца, развивают правильное ритмичное дыхание. В связи с этим кровь, проходящая через легкие, больше насыщается кислородом, что способствует улучшению обмена.
Одним из полезных упражнений для детей, больных пороком сердца, является дозированная ходьба. Она включает весь организм в работу, усиливает кровообращение и дыхание.
Очень полезны для детей, перенесших острую ревматическую атаку 4 — 6 месяцев назад, ежедневные про« гулки по определенному маршруту с периодическими остановками через 20 — 30 минут.
В зимнее время года всем детям можно рекомендовать лыжные прогулки около дома. Продолжительность прогулки для младших детей 20 — 30 минут, для старших не более 1 часа.
В дальнейшем продолжительность ходьбы на лыжах увеличивают от 40 минут до 1,5 часов.
После прогулки и других каких-либо игр ребенок не должен чувствовать себя утомленным.
В результате дозированных физических упражнений у детей укрепляется сердечная мышца, она становится способной преодолевать затруднения, возникающие при ревматических пороках сердца. Регулярные занятия физкультурой урежают число сердечных сокращений, снижают артериальное давление, создавая наиболее благоприятные условия для работы сердца.
Физические упражнения и другие двигательные навыки могут быть хорошо усвоены ребенком и окажут благоприятное влияние на его физическое развитие, если они войдут в режим дня школьника и будут повторяться ежедневно (табл. 2).
Заниматься физическими упражнениями следует за 30 — 40 минут до еды или спустя 1 — 2 часа после еды.
Помимо утренней и лечебной гимнастики, детям разрешают малоподвижные и средней подвижности игры.
Заниматься лечебной физкультурой надо систематически, регулярно, по рекомендации врача.
Примерные лечебные комплексы для детей, больных ревматизмом, можно найти в соответствующих книгах для родителей (В. А. Страковская. Лечебная гимнастика для детей, больных ревматизмом).

Таблица 2. Схема лечебно-двигательного режима для детей, больных ревматизмом (неактивная фаза, возраст 8—14 лет)
№ п/п
Режимные моменты
Часы
Классы
1
Пробуждение и гигиеническая гимнастика; обтирание или обливание водой. Уборка постели, туалет
7.00
2
Завтрак
7.30
3
Дорога в школу (прогулка)
8.00
1—6-е классы
4
Учебные занятия, возвращение домой (прогулка)
8.30—13.00
8.30—14.00
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5
Обед
14.00—14.30
13.00
14.00
14.30
5-е, 6-е классы
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5-е,  6-е классы
6
Послеобеденный отдых
13.30
14.30
15.00
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5-е, 6-е классы
7
Занятия лечебной гимнастикой
15.00
16.00
16.00
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5-е, 6-е классы
8
Приготовление уроков и полдник
15.20
16.25
16.30
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5-е, 6-е классы
9
Прогулка, игры, спортивные развлечения: лыжи, коньки, санки
16.50
18.20
18.30
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5-е, 6-е классы
10
Ужин и самостоятельные занятия: вышивание, настольные игры
19.00
19.30
20.00
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5-е, 6-е классы
11
Приготовление ко сну, проветривание комнаты, вечерним туалет
20.00
20.30
21.00
1-е, 2-е, 3-й классы
4-е классы
5-е, 6-е классы
12
Сон
20.30—7.00
21.00—7.00
21.30—7.00
1-е, 2-е, 3 и классы
4-е классы
5-е, 6-е классы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 57 | 0,781 сек. | 12.63 МБ