Личность как основная проблема психологии-1

Представители основных    персонологических    направлений в нашей стране в качестве неотъемлемого компонента структуры личности выделяют мотивационно-потребностную сферу. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев считали, что деятельность личности является основным процессом, побуждаемым мотивами, при этом А. Н. Леонтьев разделял мотивы на «смыслообразующие», составляющие основное содержание личности, и мотивы «значениеобразующие», побуждающие человека к действию.
Направленность личности и ее воплощение в потребностях и мотивах является, по мнению Б. Ф. Ломова [1984], одной из основных характеристик личности, определяющих наиболее существенный комплекс свойств человека и в первую очередь тех из них, которые реализуют связи личности с обществом. Свойства человека развиваются в прямой зависимости от того, в какие общности и в связи с какими объективными причинами включен в процессе жизни человек. Помимо принадлежности к той или иной общности (класс, семья, учебная группа), очень важной является направленность отношений и деятельности личности, характер взаимоотношений индивида с профессиональной группой, этническим сообществом, нацией. Направленность личности человека определяется также принадлежностью его к общественным или политическим организациям, ставящим перед ним специфические социальные задачи и обязывающим его выполнять эти задачи. Эта тесная связь личности и общества служит мощным формирующим обстоятельством, определяющим направленность жизни и деятельности человека. В зависимости от характера общности, в которой живет, воспитывается и трудится человек, либо могут развиваться прогрессивные, социально-позитивные характеристики его личности, либо, напротив, формируются социально-негативные, отклоняющиеся его характеристики. Взаимодействия негативных и позитивных сторон личности могут определять в целом позитивную, негативную, а также противоречивую направленность личности. Сознательное формирование личности может осуществляться как в результате специальных воспитательно-педагогических воздействий, так и под влиянием целенаправленно сформированной мотивации.
Уточняя характер зависимостей между деятельностью и личностью, Б. Ф. Ломов [1984] подчеркивает, что было бы неправильным утверждение, что личность является только продуктом деятельности — ее «моментом». Напротив, деятельность является продуктом личности, тем ее «моментом», который, развиваясь и приобретая все большее значение в жизни человека, получает одновременно с этим роль формирующего личность фактора. Сформированная личность представляет собой своеобразное многомерное пространство, соответствующее не только какому-либо определенному виду деятельности, но и совокупности отношений к множеству объектов и явлений окружающей среды. Это пространство динамично и в процессе его изменения меняются позиции личности, направление ее дальнейшего развития, в том числе позитивное на негативное. В этом случае можно говорить о регрессе личности, о ее деградации. В случае прогрессивного развития личность становится более самостоятельной, обладающей большей независимостью, располагающей большими возможностями выбора действий, целей, интересов и видов разнообразных деятельностей. Прогрессивная индивидуализация личности повышает ее способности к саморегуляции, саморазвитию, самодетерминации и самосовершенствованию.
Проблема направленности человека на определенную деятельность разработана Д. Н. Узнадзе [1966] и представителями грузинской школы психологов. Нерасторжимость и единство личности подчеркивается в исследованиях В. С. Мерлина [1964], а основным свойством личности, по Л. И. Божович [1976], является ее активность, выражающая систему основных потребностей человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,102 сек. | 12.58 МБ