Личность как основная проблема психологии-2

Разбирая различные концепции и аспекты проблемы личности в русской и советской науке, Е. В. Шорохова [1980] высоко оценивает вклад в изучение личности русских философов-демократов: А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. К этим революционным ученым-демократам следует добавить имена Н. И. Новикова, А. С. Аничкова, П. Я. Чаадаева, А. И. Галича, работы которых во многом связаны с влиянием гуманистических идей французской революции. В развитии теоретических воззрений на личность большую роль сыграли такие естествоиспытатели, как 3. Кибальчич, Ф. И. Герцог, И. Ф Рюль, А. П. Чаруковский, П. Д. Шипулинский. В середине и второй половине прошлого века проблемы личности активно изучали представители отечественной медицины — М. Я. Мудров, С. Г. Зыбелин, И. Е. Дядь-ковский, а в более поздний период — В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. X. Кандинский, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. Н. Пушкарев. Вклад в изучение личности в процессе воспитания и педагогических воздействий внесли выдающиеся педагоги — К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и А. Г. Макаренко.
Процесс исследования личности состоит как бы из трех важных этапов: 1) обобщение философско-психологических описаний человека; 2) искусственное расчленение этой целостности на отдельные составляющие (личность, характер, темперамент, психофизиологические параметры, психические процессы и отдельные свойства человека) и их анализ; 3) синтез полученных научных знаний о человеке в единую систему и переход к анализу его как социального существа.
К настоящему времени в советской психологической науке сформировалось несколько направлений в области изучения личности. В последние десятилетия наиболее активно разрабатывается направление, связанное с реализацией системного подхода, начало которому было положено К. К. Платоновым, Б. Ф. Ломовым, Е. В. Шороховой, А. А. Бодалевым, В. А. Ганзеном.
В ленинградской школе психологов, созданной Б. Г. Ананьевым, разрабатывается направление, близкое к системному анализу, в основе которого лежит комплексное исследование личности как субъекта труда, общения и познания. Принцип единства сознания и деятельности является основополагающим в изучении личности в московской школе, основанной Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Советские социальные психологи стоят на позициях социально-психологической обусловленности личности в отличие от буржуазных представителей персонологии, которые, отмечая в ряде случаев связь проявлений личности с социальными условиями, все же остаются на позициях антропологизма и биологизаторства в происхождении и развитии личности. Индивидуально-психологический подход в изучении личности, используемый, в частности, представителями дифференциальной и возрастной психологии, предусматривает тесную связь свойств личности с психическими процессами и состояниями.
Обобщая теоретические принципы, на которых основано изучение личности, Е. В. Шорохова [1980] вычленяет основные из них следующим образом. Практически все советские исследователи, работающие в области личности, признают, что основополагающим в изучении личности является принцип отражения. Сущность этого принципа состоит в том, что человеческая психика, в том числе и личность, есть продукт отражения реального мира, начиная с рецепции объективных внешних и внутренних раздражений и кончая формированием высших форм отражения — отношений к внешнему миру и к самому себе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,168 сек. | 19.84 МБ