Некоторые другие системы и устройства безопасности

Прочный корпус или отсеки прочного корпуса, если их несколько, секции аккумуляторных батарей и большинство других компонентов аппарата монтируют обычно на несущей рамной конструкции, изготовленной из высокопрочных стальных труб. Для компенсации гидростатического давления и предотвращения коррозии трубы заполняют маслом. Рама предохраняет прочный корпус и другое оборудование от повреждений при посадке аппарата на грунт и от возможных ударов о корпус обеспечивающего судна. Немалое значение для безопасной эксплуатации аппарата имеет клиренс, т. е. просвет между опорной плоскостью рамы и нижней поверхностью прочного корпуса. На аппарате ЛЕО-1, например, по сравнению с «Пайси-сом» он увеличен.

Для операций спуска и подъема аппарата на раме предусмотрена единая точка подвеса, а для буксировки — рымы. Для буксировки аппарата ЛЕО-1 рама имеет два кормовых рыма, так как экспериментально доказано, что буксировка кормой вперед обеспечивает более устойчивое движение этого аппарата и большую сохранность навешенного в носовой части на внешней подвеске электронного оборудования.

Для снижения гидродинамического сопротивления, защиты от ударов установленного вне прочного корпуса оборудования, снижения вероятности застревания и запутывания на грунте в тросах и кабелях аппараты имеют обтекаемый легкий корпус. Корпус ЛЕО-1 изготовлен из стеклопластика и хорошо поглощает энергию при ударах. Обтекатель смонтирован из отдельных секций, закрепленных на ажурной несущей конструкции. Повреждение секций может быть быстро устранено — их легко демонтировать и заменять при ремонте.

Легкий корпус может быть также в некоторой степени предохранен от повреждений. На SM-350, например, с этой целью по обоим бортам аппарата проложено защитное буль-бообразное устройство. Защитное устройство имеется и на днище аппарата.

Особое внимание должно уделяться предупреждению запутывания, застревания аппарата на грунте, поскольку некоторые устройства по своему назначению должны работать вне легкого корпуса. К ним относятся, например, манипуляторы, выносные штанги со светильниками, фотокамерами, датчиками магнитометров, якоря. Но по возможности для всех таких механизмов и устройств следует предусмотреть обтекатели, которые закрывали бы их в нерабочем состоянии. На случай, если аппарат все же запутается чем-то и в чем-то на грунте, он должен иметь средства самостоятельного освобождения, так как оказание помощи извне обычно затруднено и требует времени, а его всегда мало. Для этого существуют различные, обязательно автономные, системы отдачи выступающих устройств — гидравлические, электрические и чисто механические. Включение их и сама отдача производятся экипажем вручную. В гидравлической системе отдачи на аппарате ЛЕО-1 давление создается ручным насосом. Резервуар с рабочей жидкостью и насос установлены в обитаемом отсеке. Вообще, отдача должна предусматриваться двумя независимыми друг от друга системами [59].

Аварийная отдача некоторых деталей иногда выполняется пороховыми гильотинными резаками, включаемыми экипажем дистанционно с помощью электрозапалов (аппараты «Си Клиф», «Тартл» и др.). Для отдачи отрубленной детали резак имеет возвратное движение, достигаемое

посредством двойной головки с двумя пороховыми зарядами, действующими в противоположные стороны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: