Семнадцатого января 1966 г. один из стратегических бомбардировщиков ВВС США, несших круглосуточное дежурство в воздухе с ядерным оружием на борту, приступил к заправке горючим в полете, когда он находился над Средиземным морем у побережья Испании. Бомбардировщик и самолет-заправщик летели со скоростью 600 кмч на высоте 9300 м, на расстоянии 50 м друг от друга. Через несколько минут после начала заправки взорвался один из двигателей бомбардировщика. Самолет загорелся, и экипаж его произвел аварийный сброс водородных бомб. Три из них приземлились неподалеку от деревни Паломарес, четвертая опустилась на парашюте в море в 100 м от крошечного траулера испанского рыбака. По разрушительной силе каждая бомба в 1250 раз превосходила бомбу, сброшенную на Хиросиму. К счастью, конструкция ядерного оружия исключила случайное срабатывание. Однако воздействие события на общественное мнение было огромно.
Долгое время правительство США не решалось сообщить, что погибший бомбардировщик Б-52 имел на борту водородное оружие {. Только 1 марта оно признало, что при катастрофе были по-аварийному сброшены четыре водородные бомбы, одна из которых упала в море. Две бомбы из трех, упавших на сушу, оказались разрушенными вследствие взрыва тротилового заряда, разбросавшего при этом куски атомного «запала» 1 — урана-235 и плутония-239, т. е. куски радиоактивного металла, период полураспада которого составляет свыше 24 тысяч лет.
Операция поиска затонувшей бомбы продолжалась почти три месяца. Участие в ней приняли 18 боевых кораблей и специальных поисковых и спасательных судов, самолеты, десятки рыболовных судов, сухогрузы, танкеры, яхты и катера, водолазы и аквалангисты. Но нашли бомбу и обеспечили ее подъем все же подводные аппараты. Для поиска было направлено несколько аппаратов — «Триест-2», «Дип Джип», НРЛ, «Кэбмарин», «Алюминаут», «Элвин» и КУРВ-3 (главную роль сыграли три последних).
Район поиска (район вероятного местонахождения водородной бомбы) оценивался двояко. Во-первых, математическими методами с использованием ЭВ!М (в основу которых были положены данные о координатах мест обнаружения бомб, упавших на сушу, версии о координатах бомбардировщика в момент аварии, о силе и направлении ветра и т. д., а также результаты натурного эксперимента — с аналогичного бомбардировщика сбросили макет водородной бомбы) определили район вероятного местонахождения затонувшего объекта поиска. Во-вторых, уже позднее, в марте, новой вероятной зоной падения бомбы был объявлен район вокруг места, указанного наблюдавшим падение испанским рыбаком. До этого времени заявлением рыбака при-небрегали, поскольку сообщений свидетелей скопилось сотни.
Пятнадцатого марта после решения о назначении нового района поиска в точку, показанную свидетелем-рыбаком, вышел «Элвин». Рельеф дна у Паломареса сильно изрезан глубокими каньонами, местами покрыт илом и другими осадками. Через 80 мин после погружения, когда «Элвин», следуя изгибами крутого каньона, достиг глубины 777 м, экипаж аппарата увидел в иллюминатор парашют водородной бомбы. Сама бомба (она представляла собой цилиндр диаметром 609 мм и длиной 3675 мм), очевидно, была им накрыта. Сделав серию фотоснимков, «Элвин» дождался подхода «Алюминаута», который доставил маяк-ответчик и прикрепил его к парашюту. Анализ фотографий, выполненный на обеспечивающем судне специалистами, подтвердил, что объект поиска обнаружен.
До 19 марта аппараты тщетно пытались закрепить подъемный трос за стропы парашюта. Затем из-за шторма работа на несколько дней была прекращена. Когда море успокоилось, «Элвин» и «Алюминаут» поочередно пытались зацепить стропы или купол парашюта якорем, спущенным на прочном нейлоновом тросе. Операция эта была трудной: винты аппаратов взмучивали ил, видимость падала до нуля, и после каждой попытки приходилось ждать, пока ил осядет. Наконец, очередная попытка увенчалась успехом. Спасательное судно «Хойст» немедленно приступило к подъему, но трос перетерся об острую грань лапы якоря и оборвался.
Поиск бомбы возобновился, но не представлял уже большого труда. «Алюминаут» нашел ее по сигналам маяка-ответчика, прикрепленного к парашюту. Она лежала у края глубокой расщелины, на глубине 870 м. Снова из-за штормовой погоды работы были приостановлены. 1 апреля под воду ушел «Элвин», но бомба исчезла. Четыре дня продолжался поиск. 5 апреля ее обнаружил КУРВ-3 (течение размыло ил, которым накрыл ее, вероятно, мутьевой поток, образовавшийся во время шторма). Аппарат ухватился за парашют манипулятором, затем сбросил манипулятор, оставив его на парашюте. Спустившийся «Элвин» доставил подъемный трос, но, пытаясь закрепить его на манипуляторе, запутался в стропах парашюта. Когда аппарат все же освободился из «плена», запас энергии аккумуляторных батарей почти иссяк.
На следующий день, 7 апреля, в парашюте таким же образом запутался КУРВ-3. Подъемный трос к этому времени был закреплен на манипуляторе. Оценив обстановку, руководитель операции принял решение поднимать бомбу вместе с аппаратом. На этот раз сбоев не было. Операция по поиску и подъему водородной бомбы завершилась.