Спасение аппарата «Джонсон Си Линк» (США)

В июне 1973 г. аппарат со шлюзовым отсеком «Джонсон Си Линк» застрял в бортовой пробоине затопленного на глубине 110 м американского эсминца «Бэрри», запутавшись в леерном ограждении палубы.

Обеспечивающее судно «Си Дай-вер» не имело средств для оказания помощи аварийному аппарату и сообщило об этом в военно-морскую базу США Сан-Диего, находящуюся в 12 милях от места аварии. Через 6 ч в район аварии пришло спасательное судно подводных лодок «Тринга». Еще 6,5 ч потребовалось для постановки его на Четыре бочки. Поздно ночью водолазы «Тринги» обнаружили «Джонсон Си Линк», но из-за сильного придонного течения, доходившего до 5 уз, не смогли к нему приблизиться.

Вторая попытка оказания помощи «Джонсон Си Линку» водолазами «Тринги» была предпринята на следующий день после доставки из Сан-Диего водолазного колокола. Однако и она не привела ни к чему.

Вскоре из Майами к месту аварии был доставлен обитаемый аппарат «Перри Кэбмарин-08» 1 — сначала автотранспортом в район Ки-Уэста, затем на палубе дизельной подводной лодки «Амерджек». Но и он не смог преодолеть подводного течения.

Наконец, к месту аварии из Сан-Диего прибыло судно «Вууд», с которого к аппарату «Джонсон Си Линк» опустили управляемый по кабелю захват с телевизионной камерой. Захват завели за леер палубного ограждения эсминца и оборвали его, после чего освобожденный аппарат самостоятельно выбрался из пробоины и всплыл на поверхность.

Как уже отмечалось выше, спасательная операция продолжалась 30 ч. В течение всего этого времени пилот и наблюдатель, находившиеся в носовом отсеке аппарата, поддерживали связь по гидроакустическому каналу с обеспечивающим судном и по проводному каналу — с кормовым водолазным отсеком.

Толстостенный акриловый корпус носового отсека служил хорошим теплоизолятором. Вследствие этого температура в отсеке в период спасательных работ сохранялась в пределах, исключающих переохлаждение экипажа и обеспечивающих нормальную работу системы поглощения углекислого газа (температура забортной среды составляла 4,5 °С).

Напротив, водолазный отсек, изготовленный из алюминиевого сплава и не имевший внутреннего теплоизоляционного покрытия, плохо держал тепло. Акванавты К. Линк и А. Стоуэр были легко одеты и начали быстро замерзать. Кроме того, снижение температуры в отсеке ухудшило работу поглотителя углекислоты. В результате, предположительно через 15—16 ч после аварии, акванавты скончались от переохлаждения и от отравления двуокисью углерода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: