Истребитель J-20 — чертик из табакерки (Air International, May 2012)

Истребитель J-20 — чертик из табакерки (Air International, May 2012)

Для хоть какого офицера, который оканчивает командное училище, труды Засунь Цзы являются принципиальным источником познания. Невзирая на давность лет, много его выражений все еще находят свое место на страничках презентаций и научных работ будущих командиров западных армий, которые рассчитывают на продвижение собственной карьеры.

Хотя китайские военные академии оказывают те же почести к содержанию основного труда Засунь Цзы — «Искусство войны», недавнешние исследования делают упор на другой нюанс китайской военной истории: орудие, которое в исходный период схватки укрыто от глаз, и применяется исключительно в решающий момент битвы к удивлению противника. По-китайски оно именуется «шашудзян», в британском варианте — «булава наемного убийцы» («Assassin’s Mace»). Для последнего поколения китайских военных мыслителей, которые отвечают за разработку военной доктрины, воззвание к понятию «булавы наемного убийцы» позволяет опираться на китайскую военную историю и включать это понятие в современные реалии, хотя и в несколько в другой форме.

Военная идея

В собственных работах Засунь Цзы делает упор на фактор внезапности и его достоинства в процессе ведения военных действий. Живи он сейчас, он бы направил внимание на самые последние идеи западных военных стратегов относительно тех преимуществ, которые дает деятельность снутри мыслительных процессов противника. В труде полковника ВВС США Дж. Бойда (John Boyd) «Observe, Orient, Decide and Act» (OODA) вводится понятие «петли» (loop), которое бы Засунь Цзы оценил. OODA появилась на свет когда Дж. Бойд был пилотом истребителя F-86 Sabre в Корее, и представляет из себя способ проникания в процесс принятия решений противником, за счет чего достигается преимущество.

Засунь Цзы при всем этом осознавал, что способ, основанный на внезапности, может применяться как в военное, так и в мирное время, и может быть применен на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. В старом Китае прием «булава наемного убийцы» являлся тактическим маневром, который употреблялся в рукопашной схватке. Сейчас эффект внезапности может использован на тактическом уровне, который может повлиять на стратегию. При его масштабном использовании этот способ может служить сильным средством трансляции целей.

В последние годы рост военных расходов в КНР стал давать плоды, и китайские военные сменили стратегию. Ранее китайцы без охоты показывали Западу смену линии движения собственного развития. Но с недавнешних пор на Западе переживают относительно отсутствия транспарентности в вопросе военных расходов и планов КНР, а новый брутальный стиль китайских военных отражает растущую уверенность в степени освоения технологий, некие из которых вне сомнения были получены в итоге потаенных операций за рубежом. Одним из примеров схожих технологий является истребитель J-20.

Точные намерения

Информация о том, что в КНР ведется разработка нового истребителя, не пряталась политическим и военным управлением страны. 9 ноября 2009 г. заместитель министра обороны НОАК генерал Хэ Вейронг сказал о начале работ по истребителю 5-ого поколения. Президент страны Ху Цзинтао подтвердил эту информацию, добавив, что истребитель станет «новой главой» в развитии ВВС НОАК.

Потребность КНР в схожем самолете налицо. Он нужен для проецирования силы над Южно-Китайским морем за пределами так именуемых «Первой полосы островов» и «Второй полосы островов». Для соответствия данным требованиям у самолета должна быть возможность совершать полет на сверхзвуковой скорости, использовать недлинные взлетно-посадочные полосы, при всем этом быть оживленным, маневренным, и, самое главное, владеть малозаметностью.

Представляется, что J-20 может соответствовать данным требованиям, потому что на нем установлено огромное V-образное крыло и фронтальное горизонтальное оперение, что позволяет поддерживать сверхзвуковую скорость долгое время. Сочетание технологии малозаметности со сверхзвуковой крейсерской скоростью, примененное на J-20, отражает подход, использованный США в случае с истребителем Lockheed Martin F-22 Raptor.

Для того, чтоб заявить себя в качестве региональной сверхдержавы и подкрепи
ть эти притязания, КНР может усилить свои претензии на богатые месторождения газа и нефти, залегающие на шельфе Южно-Китайского моря, а это просит прикрытия с воздуха в процессе проведения операций за «Второй линией островов». Рвение Китая получить контроль над шельфом и его месторождениями является экономической необходимостью.

Для Китая нужно подкрепить свои требования на острова Спратли, а это значит, что стране нужен самолет, который может стремительно пропархать расстояние в 2800-2400 км от собственных баз, провести воздушный бой и одолеть в нем хоть какого противника, а потом достигнуть континента с учетом дозаправки в воздухе. Эта дальность позволяет достигнуть американской базы на Гуаме, и это делает базу очень уязвимой для превентивного удара. КНР имеет принципиальное преимущество в виде 200 аэродромов на собственной местности, с которых схожий удар может быть нанесен.

Малозаметность J-20 дает возможность китайским ВВС попробовать обойти южноамериканскую систему ПВО, и нанести удар в самый центр системы управления, сбора инфы и разведки, также по самолетам, которые могут быть развернуты в случае конфликта на Тихом океане. Это в значимой степени сузит свободу маневра для американских подразделений, действующих в близкорасположенных районах.

Миссии выполнимы

Аэродинамическая сборка J-20 дает ВВС НОАК достойные внимания способности в этом случае, если дело дойдет до апробирования тех ролей и задач, для которых создавался этот истребитель. Его прирожденная многофункциональность позволяет рассматривать J-20 в качестве ударного самолета, перехватчика ПВО и пусковой платформы для противоспутникового орудия. На нем может устанавливаться аппаратура РЭБ и электрической разведки. В неком смысле эта многофункциональность припоминает многоцелевой самолет General Dynamics F-111 Aardwark, разработанный в США. Даже по размерам J-20 припоминает F-111.

C учетом того, что флот воздушных заправщиков в ВВС КНР еще только развивается, для J-20 нужен большой свой припас горючего, что дозволит проецировать силу на данном расстоянии, также даст возможность для долгого нахождения в воздухе с целью полного выполнения намеченных целей. Фактически со 100% вероятностью с течением времени на J-20 будет установлена система дозаправки топливом в воздухе с целью роста дальности полета, что даст потенциальную возможность долететь до аэродромов в северной Австралии (к примеру, до Дарвина).

Закупка Индонезией функциональных истребителей Су-30МК2 и пробы Вьетнама перевооружить свои ВВС истребителями Су-30 означают, что для КНР имеется два возможных противника, которые должны быть разгромлены в случае конфликта по поводу владения месторождениями в Южно-Китайском море. Другим противником являются ВМС США, у каких имеются авианосные ударные группировки. Свобода маневра, которой пользуется южноамериканский флот в Южно-Китайском море, очень раздражает китайскую политическую и военную элиту.

Копирование

Китайских военных нередко винят за их подход к развитию военных платформ, который заключается в краже умственной принадлежности и использованию оборотного инжиниринга уже выпускающихся в других странах образцов военной техники. Наша родина не так давно уже выразила свою озабоченность по этому поводу в процессе обсуждения договора на поставку в КНР до 48 истребителей Су-35 общей ценой 4 миллиардов долл. Эти опаски уходят корнями к договору на поставку в Китай 200 истребителей Су-27СК. После сборки 95 из их, договор был приостановлен китайской стороной, которая стремительно приняла на вооружение без помощи других разработанный истребитель J-11B. Если не заострять внимания на внешнюю маркировку, то меж Су-27СК и J-11B трудно отыскать какие-либо различия.

Наружняя схожесть меж J-20 и южноамериканским F-22, который в текущее время является «золотым стандартом» для истребителей 5-ого поколения, также нередко употребляются для доказательства китайского подхода к проектированию платформ. Принимая во внимание обвинения, которые возникают в СМИ, по поводу попыток КНР получить доступ к умственной принадлежности, сопоставление F-22 и J-20 заслуживает дополнительного рассмотрения.

Размеры J-20 позволяют отнести его к классу томных истребителей, чей пустой вес оценивается в 18,1-22,7 тонн, а масса горючего во внутренних баках добивается 15,8 тонн. Для сопоставления, F-22 имеет наибольший вес 29,3 тонны, масса горючего добивается 8,2 тонны, хотя он может взять дополнительно еще 11,9 тонн горючего в 2-ух навесных топливных баках за счет р
оста показателя действенной поверхности рассеяния (ЭПР).

Китайский сюрприз

Необходимо подчеркнуть скорость, с которой J-20 сделал путь от чертежной доски до первого полета. Это стало стратегическим сюрпризом для многих в США, при этом в особенности стоит упомянуть бывшего министра обороны Р. Гейтса, который секретно сказал, что КНР не в состоянии сделать J-20 к 2020 г., а к 2025 г. этих самолетов будут считанные единицы. Как можно осознать уже на данный момент, это была очень усмотрительная оценка. Хотя существует огромное количество догадок относительно сроков поступления J-20 в войска, нынешние оценки молвят о том, что это будет 2017 г. Если этот срок будет выдержан, то это будет являться подтверждением того, что способности КНР по самостоятельной разработке самолетов вышли на новый уровень.

С учетом того, что штатский авиапром Китая приступил к разработке пассажирского самолета с прицелом на экспорт, классические технологические достоинства Запада оказываются под опасностью, кроме разработки и производства авиационных движков, той области, в какой Китай очень отстает от Рф и Запада. Создание потенциала для разработки собственного мотора стало ценностью. Потому очень возможно, что слухи, окружающие разработку мотора WS-15 в КНР, имеют таки определенную базу.

Возникновение истребителя J-20 вызвало вопросы в неких департаментах Пентагона относительно намерения закончить выпуск истребителя F-22. Для тех, кто критиковал Р. Гейтса за это решение, 1-ый полет J-20, совершенный в процессе его последнего визита в Пекин в январе 2011 г., отдал богатую еду для ироничных замечаний.

Не исключено, что проявляя щепетильность в отношении Р. Гейтса, китайское управление опровергало всякую связь меж его визитом и первым полетом J-20. В процессе рядовой конференции в МИД Китая по случаю визита южноамериканского министра обороны, китайский официальный дилер не сумел подтвердить факт первого полета. Разумеется, что с политической точки зрения, 1-ый полет первого китайского истребителя 5-ого поколения не может быть предпосылкой беспокойства. Вобщем, после маленького давления бюрократ был более откровенен, заявив, что «поскольку разработка развивается в согласовании с потребностями государственной обороны, для страны является естественным модернизировать свои системы вооружения». Он также добавил, что «в базе разработки китайских систем вооружения лежат суждения своей безопасности, а конкретно защита китайского суверенитета, безопасности и территориальной целостности». Те, кто оспаривает китайские притязания на обладание Южно-Китайским морем, получили предупреждение.

Задумывая 1-ый полет нового истребителя в процессе визита Р. Гейтса, китайские военные имели другие планы. Этот полет был должен показать министру обороны США, что военный потенциал КНР не стоит на месте.

После визита главы Пентагона, китайцы, судя по всему, ускорили программку испытаний J-20. Фото, изготовленные в марте этого года, демонстрируют, что программка продвигается резвыми темпами.

С учетом склонности китайских властей к цензуре материалов, попадающих в сеть Веб, так как они рассматриваются как наносящие вред государству, видео и фото, доступные в Вебе, наглядно показывают каким образом Пекин стремится использовать Всемирную сеть в качестве канала трансляции собственных целей.

Спроектированный для действий в сети

В части заслуги малозаметности проект J-20, судя по всему, поглотил в себя много особенностей F-22. Его формы напоминают F-22, что значит намного наименьшие характеристики ЭПР и инфракрасной заметности по сопоставлению с Т-50 либо F-35. Его плоская нижняя часть фюзеляжа является хорошим решением для уменьшения сигнатуры самолета в значимом спектре электрического излучения, а внутренние отсеки вооружения также содействуют понижению показателя ЭПР.

Можно представить, что самолет был спроектирован для заслуги малых характеристик ЭПР в L- и Ku-диапазоне волн (около 1 ГГц и 12-18 ГГц), которые используются для обнаружения цели большинством систем ПВО стоящих на вооружении в Азии. Двухрежимные РЛС могут совладать с этим приемом для понижения ЭПР, но это просит определенного контраста в области географии и применяемых частот.

Может показаться, что стратегический эффект достигнутый J-20 будет соответствовать его способностям на поле боя, а это может иметь решающее значение для хоть какого воздушно-морского конфликта в Южно-Китайском море. Но его возникновение также может дать значимый потенциал сдерживания и д

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,125 сек. | 12.52 МБ