Истребитель ОКБ ХАЗ — Грушин Гр-1 (ИДС). СССР. 1940 год

Истребитель ОКБ ХАЗ - Грушин Гр-1 (ИДС). СССР. 1940 год

Одним из менее узнаваемых томных истребителей, сделанных в нашей стране намедни войны, был так именуемый истребитель далекого сопровождения ИДС сделанный под управлением П.Д.Грушина.
Петр Дмитриевич Грушин начал работать в области самолетостроения еще будучи студентом Столичного авиационного института с постройки самолета "Сталь"МАИ. Получив диплом инженера-механика по самолетостроению, Грушин был оставлен в институте и работал на кафедре 101 (Самолетостроение), а потом стал основным конструктором КБ МАИ. Работая в этой должности с 1934 по 1940 год, он выстроил целый ряд летательных аппаратов, посреди которых более известным был легкий бомбовоз ББ-МАИ.

В 1940 году Грушин получил возможность проявить себя на истинной производственной базе серийного авиационного завода №135 в Харькове, куда его перевели на должность головного конструктора ОКБ ХАЗ.
Основной задачей, поставленной перед конструктором, было создание томного истребителя далекого сопровождения в рамках общей программки разработки самолета такового типа.

Работы над проектом шли достаточно стремительно. В декабре 1940 года непостроенному еще самолету было присвоено наименование Гр-1, другими словами Грушин-первый.
В отличие от построенного тут же томного двухмоторного истребителя ОКО-6, ИДС Грушина проектировался под два мотора жидкостного остывания АМ-37 конструкции А.А.Микулина мощностью по 1200 л.с. По собственной аэродинамической схеме самолет достаточно очень напоминал отлично узнаваемый в то время германский многоцелевой истребитель Мессерсшмитт Bf .110 и имел близкие к нему габаритные размеры.

Правда, в отличие от Мессерсшмитта, Гр-1 был одноместным, а радиаторы системы остывания мотора располагались под центропланом крыла и были выполнены выдвигающимися. Выхлопные коллекторы движков были выведены на верхнюю поверхность крыла, как это было изготовлено на ДИСе Микояна-Гуревича и ТИСе Поликарпова. Кабина летчика была бронированной. Любопытно отметить, что этот фактор был положен в базу определения численности экипажа — один пилот либо два. В весовом отношении двухместный вариант кабины с оборудованием для стрелка-радиста был никак не тяжелее бронекоробки, сваренной из железных листов и вполне защищавшей летчика. Все же Грушин отдал своим весовекам задание проанализировать и тот, и другой вариант, так что у их вышло, что вполне забронированная кабина одноместного варианта будет на 18 кг легче. Вот так и вышел этот самолет одноместным. Может быть, это решение было несколько скоропалительным, так как необходимость наличия второго члена экипажа на машинах подобного класса потом была доказана войной.

Вооружение ИДС было довольно массивным и никак не уступало его основному противнику — Bf.110. В носовой части фюзеляжа были размещены два пулемета ШКАС, а над ними две 20-мм пушки ШВАК. Еще два ШКАСа были установлены в зализах крыла. Все пулеметы имели боезапас по 1250 патронов на каждый ствол. В боекомплект пушек входило по 300 снарядов. Предусматривалась еще одна нижняя подфюзеляжная установка с 2-мя 37-мм орудиями с боезапасом по 200 снарядов на пушку.
Под крылом самолета можно было установить четыре балочных держателя для подвески восьми 100-кг авиабомб либо 4 ракетных снаряда РС-82 либо PC-132. Не считая того, заместо подфюзеляжного пушечного контейнера на внутренней подвеске можно было расположить до 500 кг бомб.

Истребитель ОКБ ХАЗ - Грушин Гр-1 (ИДС). СССР. 1940 год

Невзирая на кажущуюся схожесть с германским Мессерсшмиттом Bf.110, грушинский ИДС имел конструкцию в корне от него лучшую. Лонжероны крыла имели коробчатое поперечное сечение. Их стены и полки были выполнены из сужающихся железных полос, сваренных в замкнутый контур. Узлы разъема лонжеронов имели необычную конструкцию с поперечными гребенками.
Постройка истребителя, который заблаговременно получил обозначение Гр-1, была закончена всего за 9 месяцев. Статические тесты на крепкость конструкции заняли всего неко
торое количество дней и, после устранения маленьких недочетов, ранешней весной 1941 года макет самолёта был выслан для прохождения натурных продувок в ЦАГИ. Для этого Гр-1 в июне 1941 года пришлось разобрать и выслать в Москву. Сборку истребителя предстояло провести на заводе №185, но по пути из Харькова эшелон попал под бомбежку. Макет был очень поврежден, а вся проектная документация сгорела. В таких критериях последующие работы по Гр-1 решили не продолжать. К тому же, к сентябрю 1941 года уже строился серийно Пе-3, а истребитель Таирова Та-3 находился на стадии оканчивающих испытаний и тоже был готов к серийному производству. А ведь в Гр-1 закладывались впечатляющие лётных свойства.
По расчетам Грушина на хорошей высоте 7200 метров его истребитель мог развивать максимальнуюскорость до 650 кмч, а на высоте 5000 метров — 645 кмч. Практический потолок Гр-1 составлял 11700 метров, наибольшая дальность полёта (при полной заправке горючего 2550 л.) — 1890 км. При всем этом, самолёт имел разбег всего 400 метров и пробег 450 метров.

Даже по сопоставлению с Та-3 истребитель Грушина смотрелся очень перспективно, но реально подтвердить высочайшие боевые свойства Гр-1 так и не удалось. Как поступили с покоробленным самолётом так и осталось неведомым. Может быть, во избежание захвата противником останки макета стопроцентно убили.
Сам П.Д. Грушин был ориентирован на работу на завод №21, где занимал должность головного инженера, а потом и заместителя головного конструктора С.А. Лавочкина. После войны он трудился над созданием зенитных ракет и потом был удостоен звания два раза Героя Социалистического труда.

Истребитель ОКБ ХАЗ - Грушин Гр-1 (ИДС). СССР. 1940 год

ТТХ:

Модификация Гр-1
Размах крыла, м 16.80
Длина, м 11.60
Высота, м 3.88
Площадь крыла, м2 42.00

Масса, кг
пустого самолета 5420
обычная взлетная 7650
горючего 1860/2550

Тип мотора 2 ПД АМ-37
Мощность, л.с. 2 х 1250

Наибольшая скорость , км/ч
у земли 448
на высоте 650

Перегоночная дальность, км 1890
Практическая дальность, км 1380
Практический потолок, м 11700

Экипаж,чел 1

Вооружение:
четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (по 1250 патронов)
две 20-мм пушки ШВАК (по 300патронов)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,137 сек. | 12.58 МБ