Истребитель танков

Самым основным противником танков во 2-ой половине ХХ века стали противотанковые управляемые снаряды. Дело дошло до того, что в 1970–1990-х годах в военной литературе стали появляться статьи о том, что из-за ПТУРСов танки утратили свою эффективность и равномерно будут сняты с вооружения. Как появилось настолько суровое орудие?

Истребитель танков

В годы 2-ой мировой войны вышло кардинальное повышение толщины брони танков, и соответственно возросли калибр и вес противотанковых орудий. Если сначала войны использовались противотанковые пушки (ПТП) калибра 20–45 мм, то в конце войны калибр ПТП находился в границах 85–128 мм. В 1943–1944 гг. русские спецы изучили 726 случаев подбития наших средних и томных танков и САУ германскими ПТП калибра 75 и 88 мм. Исследование показало, что на дистанции выше 1400 м из 75-мм ПТП было подбито 4,4% танков, а из 88-мм ПТП — 3,2% танков. В германских рекомендациях хорошей дистанцией открытия огня для 75-мм пушек было 800–900 м, а для 88-мм пушек — 1500 м. Вести огнь с огромных дистанций числилось нецелесообразным. Итак, из наилучшей 88-мм германской (а по воззрению неких профессионалов, и наилучшей в мире) ПТП фактическим пределом дистанции было только 1500 м. А ведь ПТП конца войны были очень тяжелы, дороги и сложны в производстве.

Как отлично биться с танками на дистанциях, превосходящих 2–3 км? В первый раз эта неувязка была решена в 1944 г. в Германии, где был сотворен 1-ый в мире противотанковый управляемый реактивный снаряд (ПТУРС) Х-7 «Rotkappchen» («Красная шапочка»). При проектировании Х-7 за базу был взят управляемый снаряд Х-4 класса «воздух-воздух». Основным конструктором ракет был доктор Макс Крамер. Управление Х-7 производилось по проводам. Пара проводов связывала снаряд с оператором, вручную наводившим снаряд на цель. Система управления очень близка к системе «Дюссельдорф» ракеты Х-4. Изменение направления полета снаряда выполнялось при помощи интерцепторов — колеблющихся пластинок, прерывающих поток воздуха.

Истребитель танков

Германский ПТУРС Х-7 «Rotkappchen» («Красная шапочка»). 1945 год

Ракета Х-7 имела двухступенчатый пороховой движок WASAG.?1-ая ступень была разгонная, в течение 3-х секунд она развивала тягу до 69 кг. А 2-ая ступень — маршевая. В течение 8 секунд полета она поддерживала постоянную тягу 5 кг. Снаряд был изготовлен по аэродинамической схеме «бесхвостка». Стабилизация происходила при помощи крыльевого стабилизатора. Для компенсации неравномерной (относительно оси ракеты) тяги мотора Х-7 крутился в полете с маленькой скоростью. Чтоб облегчить оператору слежение за ракетой, на ней устанавливались два пиротехнических трассера. Для использования Х-7 в пехотном варианте была разработана пусковая установка (ПУ), носимая в ранце. Не считая того, проектировалась авиационная ПУ на самолете FW-190.

В процессе испытаний в 1944 г. и начале 1945 г. было изготовлено выше 100 опытнейших пусков Х-7. В связи с окончанием войны дело до боевого внедрения не дошло.

Таким макаром, немцы сделали 1-ый традиционный ПТУРС первого поколения. Поколения ПТУРСов различаются по системам наведения. В первом поколении заложена ручная система наведения, цель и окуляр панорамы наведения на одной прямой — полосы визирования. Такая система наведения имеет ряд существенных недочетов. Так, мертвая зона (непоражаемое место) для ПТУРСов первого поколения составляет от 300 до 700 м. В ракетах первого поколения предъявлялись очень высочайшие требования к оператору ПТУРСа — мельчайшая некорректность, и управление ракетой терялось.

Первым послевоенным ПТУРСом стала швейцарская «Кобра-1», сделанная в 1947–1948 гг. В разработке комплекса участвовали германские спецы. Самой же Западной Германии создание ПТУРСов было разрешено только в 1959 г. Первым ПТУРСом, пошедшим в создание в ФРГ, стала «Кобра-810» — модификация швейцарского семейства «Кобр».

Но в западной военной литературе пионером в разработке ПТУРСов считают французскую фирму «Норд-Авиасьон». Это связано с тем, что французские ПТУРСы очень стремительно распространились практически по
всему свету. Дело в том, что Франция вела разумную политику в экспорте орудия. Орудие продавалось фактически всем, кто мог платить. При всем этом личные французские компании и госпредприятия не оглядывались ни на Вашингтон, ни на Москву.

1-ый французский ПТУРС SS-10 (заводское заглавие «Nord-5203») разрабатывался с 1948 г. на базе германской документации. Формально SS-10 был принят на вооружение французской армии в 1957 г. Но в процессе операции «Мушкетер» в 1956 г. SS-10 удачно употреблялся французскими войсками против египетских танков. Песочные равнины Близкого Востока были безупречным полигоном для испытаний ПТУРСов.?Так, в процессе войны 1973 г. до 70% танков Египта, Сирии и Израиля было уничтожено ПТУРСами.

ПТУРС SS-10 запускали с одиночных переносных ПУ, также с легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортеров и легкого танка АМХ-13. Компания «Норд» с 1956 по 1963 г. выпустила 30 тыщ снарядов SS-10. Интересно, что только 39% ПТУРСов поступили на вооружение французской армии, а другие были поставлены в 10-ки государств, включая США, Израиль, ФРГ, Швецию, Норвегию. Цена 1-го снаряда составляла 970 баксов.
Улучшенный вариант SS-11 имел огромную дальность стрельбы и наилучшую бронепробиваемость. Соответственно возросли вес и цена (один снаряд — 1500 баксов). ПТУРС SS-11 не имел переносной ПУ, а устанавливался на автомобилях, БТР, легких танках, вертолетах и самолетах.

Истребитель танков

ПТУРС SS-10 в вертолетном варианте

Самый тяжкий французский ПТУРС SS-12 был единственным ПТУРСом первого поколения (не считая англо-австралийской «Малкара»), который имел два варианта управления — по проводам и радиоуправление. Варианты ракет SS-12 имели как кумулятивную, так и осколочно-фугасную боевую часть и могли применяться не только лишь по танкам, да и по небронированным наземным целям, также по кораблям.

Интересно, что южноамериканский ВПК потерпел полную беду в разработке собственного ПТУРСа. С 1953 по 1956 г. в США разрабатывался ПТУРС SSM-А-23 «Дарт». Было сотворено несколько вариантов снаряда, в том числе и с кольцевым стабилизатором. Но в 1957 г. на вооружение был принят снаряд с крестообразным крыльевым стабилизатором. Но его создание ограничилось маленькой серией. Снаряд был очень томным (до 140 кг), наведение было очень сложным.

В конечном итоге США отказались от «Дарта» и в 1959 г. приступили к массовым закупкам французских ПТУРСов SS-10 и SS-11. Практически все эти ПТУРСы америкосы установили на подвижные установки — авто, средние танки М48 А2 и вертолеты. На базе гусеничного БТРа М113 была сотворена противотанковая установка Т-149 с боекомплектом 10 SS-11.

Исключительно в 1961–1962 гг. америкосы закупили около 16 тыщ ПТУРСов SS-11, из которых 500 было адаптировано для использования с вертолетов.
В 1961 г. на вооружение армии США был принят новый французский комплекс «Энтак».

Создание ПТУРСов и их боевое применение не прошли незамеченными в Москве. В 1956 г. вышло постановление Совета министров СССР о «развитии работ по созданию управляемого противотанкового вооружения».

Необходимо отметить, что после войны в СССР были испытаны германские ПТУРСы «Красная шапочка». Не считая того, в российские НИИ очень оперативно поступала рабочая документация на «Кобры», SS-10 и SS-11, также «живые» эти изделия.

В 1956–1957 гг. в ОКБ-2, входившем в состав ГС НИИ-642, под управлением А.?Д.?Надирадзе было сотворено несколько опытнейших образцов управляемых противотанковых снарядов (УПС-1-7).

Из их можно выделить УПС-5 с системой управления по радио при зрительном наблюдении. Дальность стрельбы составляла 5 км, бронепробиваемость под углом 60° — 350 мм. Увлекателен и дальнобойный ПТУРС УПС-7, управляемый по радио, но снабженный телевизионной головкой наблюдения. Он мог стрелять на дальность 7 км и пробивать броню под этим же углом, но уже шириной до 450 мм.

Более тяжкий (70-килограммовый) радиоуправляемый снаряд при маршевой скорости 270 м/с имел дальность 30 км (!). Длина снаряда составляла 3 м, а калибр — 220 мм.

Ракеты УПС стали жертвами «челомеизации всей страны», проводимой Н.?С.?Хрущевым.

Оценим хитрые ходы «челомеизации». «Приказом Минавиапрома от 6 ноября 1957 г. ГС НИИ-642 и ОКБ-52 были объединены и преобразованы в НИИ-642 под управлением Челомея. ОКБ-52 стало его филиалом. Потом в согласовании с постановлением Совмина СССР № 293–140 от 8 марта 1958 г. НИИ-642 бы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,109 сек. | 11.37 МБ