Истребители на вес золота

Истребители на вес золота

Трудности на пути реализации американской программки сотворения авиации 5-ого поколения

«Обладающий преимуществом должен штурмовать под опасностью утраты этого преимущества». Старенькое правило шахматной игры подвигло американских военных к разработке и постановке на вооружение сходу 2-ух авиационных комплексов, предстоящая судьба которых сейчас находится под вопросом из-за их безмерной цены.

Боевая авиация 5-ого поколения — самая престижная тема последнего десятилетия. Общественность полна восторгов: страна, которая первой введет в строй такие машины, получит решающее приемущество в воздухе. Кажется, повторяется ситуация столетней давности, когда Англия спустила на воду линкор «Дредноут», разом обесценивший старенькые обычные броненосцы.

Вокруг того, что все-таки должен уметь истребитель 5-ого поколения, а чего он уметь не должен, сломана масса копий. Список свойств самолета смотрится так: многофункциональность, крейсерская сверхзвуковая скорость без форсажа движков, радиолокационная и инфракрасная малозаметность, РЛС радиального обзора, наличие единой боевой информационной системы с экспертным режимом подсказок и способность обстреливать несколько целей на всех ракурсах. Любая из этих позиций тянет за собой массу требований к сверхтехнологичной продукции — электронике, программному обеспечению, полимерам, конструкционным материалам, реактивным движкам, радиолокационной аппаратуре.

Если разглядеть боевые машины, имеющиеся сейчас в производственной либо хотя бы коммерческой готовности, то к пятому поколению относятся только два самолета и оба они южноамериканские — F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Плотоядный САМОЛЕТ

История «Раптора» («Хищника») уходит корнями в первую половину 80-х, в программку ATF (Advanced Tactical Fighter). К 1991 году был избран базисный макет — YF-22 разработки консорциума «Локхида», «Боинга» и «Дженерал Дайнэмикса». Он и лег в базу проекта нового истребителя F-22, поднявшегося в воздух в 1997-м. С 2003 года самолет начал поступать на вооружение ВВС США.

Как можно судить, машина в эксплуатации указывает себя сравнимо хорошо. Озвученные было страшные суммы расходов на полетное сервис (44 000 баксов за час летного времени), судя по последним выводам профессионалов, не соответствуют реальности. Официальные данные Пентагона и совсем указывают на то, что эти числа не очень превосходят подобные издержки, связанные с эксплуатацией самолетов F-15 — многофункциональных «предков» нового истребителя. Не отыскали пока обоснованного доказательства и обширно разошедшиеся в прессе сообщения о том, что дорогостоящее покрытие, поглощающее радиоволны, оказалось нестойким к дождевой влаге.

Но цена всей программки по созданию и строительству «Рапторов» превысила 65 млрд баксов. Создание одной машины обходится в 183 миллиона баксов, а с учетом НИОКР ее себестоимость переваливает за 350 миллионов. Закономерный результат: военный бюджет 2010 года был сверстан без закупок F-22. По-видимому, оценив всю «хищность» денежных аппетитов программки, Пентагон решил, что имеющихся 168 самолетов ему пока довольно. Удешевить машину за счет экспорта не получится: истребитель законодательно запрещен к поставкам за границы США.

На фоне начальных заявлений о полной подмене «Рапторами» парка F-15 это смотрится практически скандально: напомним, что стоимость вопроса — это 630 машин, из их около 500 строевых. Даже если считать стартовые требования ВВС (750 единиц) завышенными, то последняя квота была установлена в 2003 году и составила 277 самолетов, при этом уже числилась недостаточной и принужденной (по денежным суждениям). Остается только гадать, в какой мере ВВС США удовлетворены сложившимся положением, но некие специалисты отмечают в связи с этим понижение общего боевого потенциала американской авиации.

Истребители на вес золота

СДЕЛАТЬ ДЕШЕВЛЕ!

Когда появились 1-ые реальные данные о серийной цены «Хищников», Пентагон предпринял усилия, чтоб как-то срезать растущие издержки. Сокращение закупок F-22 стал
о вторым шагом, и шагом тактическим. Стратегически же делему попробовали решить еще в 1996 году, запустив разработку более дешевенького и функционального тактического истребителя 5-ого поколения. Так появилась программка JSF (Joint Strike Fighter) и ее неловкое дитя — самолет F-35 «Лайтнинг» («Молния»).

По требованиям технического задания машина должна была стать легче F-22, не таковой сильной, но зато пойти в войска сходу в 3-х модификациях. Вариант «A» — тактический истребитель аэродромного базирования для ВВС. Вариант «B» — с укороченным взлетом и посадкой для Корпуса морской пехоты. Вариант «C» — палубный истребитель для ВМФ. Пентагон в очередной раз соблазнился мыслью экономии методом универсализации, позабыв старенькую, неоднократно подтвержденную практикой правду: универсальное орудие соединяет внутри себя все недочеты заменяемых им специализированных образцов и, обычно, в отсутствие специфичных плюсов.

Южноамериканские инженеры отмечали, что проект F-35 родился в итоге «плотного консультирования» с русским КБ Яковлева, которое на момент распада СССР имело экспериментальный эталон многообещающего самолета с укороченным взлетом и посадкой — Як-141. Если все, что позже стало происходить с программкой JSF, является прямым следствием этих консультаций, то яковлевцам необходимо вручать муниципальные заслуги за разрушение дорогостоящей военной программки «вероятного противника».

Если же гласить серьезно, то проект F-35 пал жертвой, с одной стороны, противоречивых желаний заказчика, а с другой — технико-экономических ограничений, которые уже не позволяют сравнимо дешево строить самолеты с такими чертами. Программка JSF может считаться приятным примером того, к чему приводит попытка сделать боевую машину на грани имеющейся технологии да к тому же по принципу «то же самое, но подешевле». Один из разработчиков «Локхида» по этому поводу лаконически увидел: «Они желали самолет с такими требованиями — малозаметность, один движок, внутренняя подвеска, укороченный взлет, и они его получили».

В сентябре 2008 года южноамериканские профессионалы в отрасли авиастроения выпустили заметку в британском обозрении «Джейнс дефенс уикли», где вынесли «Лайтнингу» нелицеприятный вердикт: «Программа F-35 неудачна и имеет все шансы перевоплотиться в катастрофу такого же масштаба, что и проект F-111 в 60-е годы». Сопоставление со злополучным F-111 только точно: это была предшествующая попытка сделать единый «универсальный самолет», который в различных модификациях был должен служить и ВВС, и флоту, и даже стратегической авиации.

Официально размещенные свойства F-35 вызвали массу пересудов. Революционное новаторство американских инженеров от авиастроения состояло, к примеру, в том, что сначало заявленный боевой радиус самолета в различных модификациях колебался от 51 до 56% наибольшей дальности. Тогда как традиционная процедура проектирования, подкрепленная обыкновенной прозаической логикой (нужно долететь туда и назад да еще бросить припас на воздушный бой и неожиданное маневрирование), закладывает этот параметр в районе 40% от дальности. Содержательный вывод профессионалов один: общественности продемонстрирован боевой радиус «Молнии» с навесноыми баками в сравнении с наибольшей дальностью без таких. Кстати, потом данные «поправили»: сейчас радиус строго равен половине наибольшей дальности, что как и раньше оставляет вопрос открытым.

Тонкость в том, что размещение на наружной подвеске этого самолета топливных баков либо вооружения (а во внутренних отсеках он несет очень умеренные 910 кг боевой нагрузки) здесь же нарушает его «малозаметность». Это не говоря об ухудшении маневренных и высокоскоростных черт (и так достаточно слабеньких, если отталкиваться от официальной тяговооруженности и геометрии машины) и способности выдерживать крейсерский сверхзвуковой режим (которая и без наружной подвески некими наблюдателями ставится под колебание). Таким макаром, F-35 вправду может иметь таковой боевой радиус, но практически утратив часть критически принципиальных тактических частей машины 5-ого поколения.

Добавим сюда вскрытый в 2003 году «ляп» в рассредотачивании весовых лимитов конструкции (беспримерная ошибка в 35% расчетного значения, по словам ведущего разработчика «Локхид Мартин» Тома Бербэджа), который в конечном итоге привел к потере времени на поиск решения, утяжелению машины и… растрате излишних 5 млрд баксов. Но эти 5 млрд были только началом эпопеи под заглавием «финансирование программки JSF».

Истребители на вес золота

ПЕРЕУЧЕТ ПЕРЕУЧЕТА

В 2001 году Пентагон заявил, что в процессе реализации программки будет куплено 2866 истребителей F-35, стоимость одной машины в производстве не превзойдет 50,2 миллиона баксов. Спустя семь лет Министерство обороны США «пересчитало» бюджет: южноамериканские ВМС к тому времени по здравому размышлению сделали вывод, что четыре сотки «Молний» им ни к чему. Сейчас планировалось закупить только 2456 самолетов, но общая стоимость договора нисколечко не свалилась, а даже выросла до 299 млрд баксов. Из-за таких расходов на два года растянулся график поставок техники в войска.

И, в конце концов, очередной приступ «переучета». Весной 2010 года Пентагон был обязан официально признать в конгрессе, что в процессе реализации программки JSF снова оказалась нарушена «поправка Нанна — Маккерди» (допущено превышение бюджета военного проекта). Минобороны США через зубы назвало новейшую цифру — 138 миллионов баксов за один истребитель F-35 в ценах 2010 года. Тем начальная цена машины, озвученная стратегами с Потомака в 2001 году, подпрыгнула в 2,3 раза (c устранением инфляции и роста цен).

Следует выделить, что это далековато не последняя часть «марлезонского балета». Нареченная величина представляет собой только среднюю оценку цены истребителя в критериях его массового производства «с учетом экспортных контрактов» (а к этому непростому вопросу мы еще вернемся чуток ниже). Пока же на руках у конгресса другие числа: в 2011 году вооруженные силы США заказывают первую партию из 43 «Молний» по стоимости выше 200 миллионов баксов за машину. Понятно, что при развертывании массовых серий удельные расходы на один самолет снизятся, но ровно в той же мере этот процесс может быть применен для встраивания в себестоимость издержек на проектирование.

Закупки маленьких серий тоже не внушают оптимизма: последний договор Пентагона с «Локхид Мартин» на четвертую по счету пробную партию — 5 млрд баксов за 31 «Лайтнинг». При этом в соглашении обозначено, что стоимость является фиксированной и в случае появления дополнительных расходов подрядчик обязуется покрыть их за собственный счет.

Этот факт показывает на реальную опасность превышения «текущих окончательных» цифр цены. Военное же ведомство США, по-видимому, исчерпало резервы для предстоящего роста закупочных цен на технику и сумеет отлично верстать собственный бюджет только методом сокращения поставок либо приметным удлинением их сроков. И то и это приведет к фактическому увеличению удельной цены закупаемой единицы вооружения, как и в случае с F-22.

Истребители на вес золота

ЗАГРАНИЦА НЕ ПОМОЖЕТ?

Программку F-35 предполагалось «удешевить» сначала за счет больших поставок на экспорт. По начальным планам, до 2035 года за предел должны были уйти выше 600 машин, а с учетом вероятного расширения круга «партнеров» программки их число могло вырасти до 1600.

Но удорожание самолета и нарастающие сомнения в его боевой эффективности не остаются незамеченными. Так, Англия рассматривает возможность сокращения закупок со 140 машин до 70. Злые языки уже чисто по-английски шутят, что общая сумма все равно, по-видимому, не поменяется из-за роста контрактной цены.

У малых стран-партнеров ситуация еще труднее. Нидерланды задержали приобретение F-35 на пару лет и снизили их количество с 85 до 58 единиц. Дания этой весной заморозила вопрос о поставках до 2012 года с «хорошей» перспективой вообщем отрешиться от таковой идеи. А Норвегия на деньках приняла волевое решение отложить получение «своих» 48 истребителей сходу до 2018 года. Официальная причина — Министерство обороны страны заявило, что «не осознает, по каким ценам оно будет вынуждено брать эти самолеты». На фоне того, что Пентагон и сам не до конца понимает, во сколько ему обойдется сей «золотой истребитель», схожую формулировку по другому как глумливой и не назовешь.

Куда перспективнее смотрится судьба «Лайтнинга» на Ближнем Востоке. Практически только-только Израиль подписал соглашение о приобретении 20 истребителей F-35, согласившись выложить за каждый те же 138 миллионо
в баксов. Находится и пункт о возможном увеличении поставок еще на 55 машин, и израильская сторона уже заявила, что «готова им воспользоваться».

Но оптимизм Тель-Авива не должен вводить в заблуждение. Еврейское правительство всегда стремилось заполучить самые передовые эталоны орудия и боевой техники, не считаясь с затратами. Стратегия Израиля заключается в том, чтоб гарантированно сдерживать соседей-арабов, и этот вопрос следует рассматривать в разрезе не военной экономики, а политики. Так, еврейское правительство в свое время приложило массу усилий, чтоб первым посреди ближневосточных держав заполучить передовые эталоны истребителей предшествующего поколения (F-15 — в 1977-м, F-16 — в 1980-м).

Потому израильский заказ нисколечко не подтверждает интернациональный фуррор программки JSF, а является попыткой выдать нужду за добродетель. Тель-Авив находится в ситуации, когда у него нет других вариантов, не считая как уплатить любые средства за самолеты, которые он считает актуально необходимыми. Тем паче что большая часть средств за договор будет вычитаться из пакета американской военной помощи. Проще говоря, конечным заказчиком значительной части израильских машин является южноамериканский бюджет.

Истребители на вес золота

БРЕВНО В ГЛАЗУ

Может появиться чувство, как будто америкосы издержали несколько 10-ов млрд баксов и несколько 10-ов лет трудов на страшенно дорогие, неэффективные и как бы никому не нужные машины, помпезно нареченные истребителями 5-ого поколения. Эта точка зрения, непременно, потешит чье-то ущемленное самолюбие, но она в корне неверна.

Оборонно-промышленный комплекс США только неповоротлив, монополизирован и забюрократизирован. Он способен пожирать млрд без всякого видимого эффекта и навязывать государству откровенно ненадобные договоры. И все же при взоре на его работу вспоминается старенькый афоризм Уинстона Черчилля про демократию: «Отвратительно, но все другое еще хуже». Европейская военная индустрия мучается той же склонностью к лишним растратам и дополнительно отягощена копотливыми процедурами согласования. Китайский ОПК, невзирая на суровые успехи в последние 20-25 лет, до сего времени не преодолел технологического отставания от продвинутых стран. Русская же «оборонка» только что получила сколь-нибудь существенное финансирование и только приступает к восстановлению производственных связей и многообещающих разработок, на сто процентов уничтоженных в 90-е.

Единственному стоящему на вооружении истребителю 5-ого поколения — F-22 просто не с кем вести войну. Он терпеливо ожидает достойных конкурентов. А в это время южноамериканская военная промышленность отлаживает производственные механизмы и технологические цепочки.

В текущей ситуации даже приметные трудности с F-22 (полностью боеспособным, но очень дорогим самолетом) и суровые контуры вероятного провала F-35 (того же дорогого, но по ряду оценок к тому же малополезного в боевом отношении) — это полностью применимая плата за полномасштабное развертывание конструкторско-технологического и производственного комплексов авиации 5-ого поколения. А такое развертывание — эксклюзивная действительность современной Америки. Другие игроки на этом поле обязаны догонять, модернизируя собственный научно-производственный потенциал на ходу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,157 сек. | 16.34 МБ