Истребители танков

Истребители танков

С момента возникновения танков на поле боя еще в годы Первой мировой войны главным средством борьбы с ними стала полевая артиллерия. Особые противотанковые артсистемы появились существенно позднее. На вооружение армий они поступили только в тридцатые годы. Это были скорострельные пушки калибра 20-47 мм. Маленький силуэт позволял просто маскировать их на местности, а владея боевой массой в границах 300-500 кг, они были достаточно маневренны в боях. Транспортировка пушек осуществлялась при помощи механической и конной тяги.

Сначала 2-ой мировой войны появились танки с противоснарядным бронированием. Потому прежние мелкокалиберные пушки стали неэффективными. Тогда калибры орудий стали расти: 75, 76, 88, 100 мм! Увеличивалась и исходная скорость снарядов. Сразу существенно возросла их боевая масса: 1,5-4 тонны, потому орудие с огромным трудом буксировалось и маскировалось на пересеченной местности. Логическим шагом явилось создание установки противотанкового орудия на самоходном гусеничном шасси. В первый раз это было изготовлено в 1940 году, когда на базе устаревшего германского легкого танка Т-1 установили 47-мм пушку. В 1941 году у нас выпустили маленькое количество 57-мм пушек на шасси гусеничного тягача "Комсомолец". Это были просто либо не вполне бронированные машины. В 1942 году в различных армиях воюющих государств появилось огромное количество противотанковых установок калибром 75-76 мм на базе снимавшихся с производства танков либо устаревших трофейных машин. У нас таковой оказалась СУ-76, выпускавшаяся с конца 1942 года. У германцев это были 75- и 76-мм СУ на базе танков T-II, 38 (t) и других; у британцев 76-мм "Арчер" на базе танка "Валентайн" и т.д. Все эти просто и отчасти бронированные, открытые сверху и сзади самоходки имели малый угол горизонтальной наводки орудия.

Но необходимы были противотанковые СУ, способные аккомпанировать танки в бою, поддерживать их огнем и отражать атаки неприятельских танков. Потому потребовалось сделать боевые машины с полным противоснарядным бронированием. Они строились на базе главных выпускавшихся танков, а заместо башни СУ имели недвижную боевую рубку, в лобовом листе которой устанавливалась мощная пушка калибра 75-100 мм с ограниченным углом наводки. По бронированию и маневренности они не уступали базисным машинам-танкам и, обычно, по мощности артсистемы превосходили их.

Готовясь к летнему наступлению, гитлеровское командование делало ставку на новые томные танки и самоходные установки. К последним относился и истребитель танков "Элефант", узнаваемый также под именованием "Фердинанд". Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытнейшего томного танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ждя результатов испытаний новых томных машин, компания "Нибелунген" сделала 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отвергло этот танк, решено было использовать имевшиеся шасси под противотанковую СУ, способную биться с нашими Т-34 и КВ. Для этого в фронтальной части бывшего танка, ставшей сейчас кормовой, соорудили на сто процентов забронированную рубку, где установили новейшую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Ее подкалиберный снаряд (исходная скорость ИЗО м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню шириной около 200 мм. "Элефант" в согласовании с планом Ф. Порше имел электротрансмиссию: на валах 2-ух его движков стояли электрогенераторы, вырабатывавшие электронный ток. Он питал электромоторы, которые приводили в движение ведущие колеса машины. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Шофер и радист располагались в фронтальной части машины.

"Элефанты" в составе 2-ух батальонов истребителей танков бросили в бой на северном фасе Курской дуги (в июле 1943 года). Они были очень небезопасными противниками танков в схватках с далеких расстояний, но оказались очень уязвимыми в ближнем бою. Эти неподвижные машины не имели даже пулемета; только в конце 1943 года его установили на оставшихся машинах в лобовой части их корпуса.

Ответом наших конструкторов на новые германские танки явилась СУ-85, сконструированная под управлением Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступила на вооружение в августе 1943 года. На ней в оче
нь наклоненном лобовом листе устанавливалась 85-мм пушка, по баллистическим чертам не отличавшаяся от той, что несколько позднее использовалась на Т-34-85. Вполне бронированная машина, сохранившая ходовые и маневренные свойства Т-34, стала принципиальным средством борьбы с танками неприятеля и конкретной поддержки собственных танков и пехоты. В конце 1944 года ее сменила новенькая СУ-100 (см. "ТМ" № 12, 1970 г.), отличавшаяся от предшествующей более сильной артсистемой (ее бронебойный снаряд с 1000 м пробивал 160-мм броню) и командирской башенкой.

Стремясь сделать массовый, легкий и дешевенький истребитель танков, германское командование в 1943 году решило использовать для этой цели базу устаревшего танка 38 (t). Создание новейшей самоходки "Хетцер" началось в апреле 1944 года и длилось до конца войны. Всего было выпущено около 2600 штук. "Хетцер" имела маленький корпус с большенными углами наклона лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. Мощность мотора была повышена, и по сопоставлению с базисной машиной усилена ходовая часть. Благодаря удачным конструктивным решениям, заложенным в 38 (t), "Хетцер" сохранила хорошую подвижность, хотя и вышла очень тяжеленной.

Несколько отличались по конструктивным особенностям сделанные в 1942-1944 годах южноамериканские истребители танков. Они имели основное вооружение, установленное в стопроцентно вращающейся башне, не имевшей крыши. Таковы, к примеру, М10, вооруженная 76-мм пушкой, и М36 с 90-мм пушкой. Они создавались на базе танка М4 "Шерман" с мало модифицированной бронировкой корпуса. Боевая масса их составляла соответственно 29 и 27 т, экипаж — 5 чел. Выстроено их было 6700 и 1300 штук.

Более увлекательной оказалась СУ M18 "Колдунья", выпускавшаяся компанией "Бьюик" с 1943 г. (выстроено 2500 шт.) на специально разработанной базе. Ее корпус сваривался из катаных броневых листов. Подвеска персональная, торсионная. Движок воздушного остывания и агрегат силовой передачи устанавливались на специальной раме, так что были бы просто вынуты из корпуса для подмены либо ремонта. М18 состояла на вооружении американской армии до конца войны.

Истребители танков

Германская СУ "Элефант". Боевая масса — 68 т. Экипаж — 6 чел. Вооружение — одна 88-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса и рубки — 200 мм, борт — 80 мм. Движки — два "Майбах" HL 120 TRM по 300 л.с. Макс. скорость — 20 км/ч. Припас хода по шоссе — 180 км.

Истребители танков

Русская самоходная установка СУ-85. Боевая масса — 30 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 45 мм. Движок — В-2-34, 500 л. с. Макс. скорость — 55 км/ч. Припас хода ПО шоссе — 300 км.

Истребители танков

Германская СУ "Хетцер". Боевая масса — 16 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 75-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса — 60 мм, борт — 20 мм. Движок — "Прага" АС/2, 160 л.с. Макс. скорость — 42 км/ч. Припас хода по шоссе — 180 км.

Истребители танков

Русская самоходная установа СУ-100 эталона 1944г. Экипаж — 4 человека, Боевой вес — 31,6 т, Длина (с пушкой) — 9,45 м, Длина корпуса — 6,1 м, Ширина — 3,00 м, Высота — 2.245 м, Вооружение — одна 100-мм пушка, Бронирование — лоб, борт и корма — 45 мм, дно — 20 мм, Движок дизель В-2-34М, мощн. 500 л.с. Скорость по шоссе — 50 км/час, Припас хода по шоссе . . . 240-320 км.

Истребители танков

Южноамериканская СУ М18. Боевая масса — 17т. Экипаж — 5 чел. Вооружение — одна 76,2-мм пушка, один 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 13 мм, башня — 51 мм. Движок — "Континенталь" R — 975, 400 л.с. Макс. скорость — 72 км/ч. Припас хода по шоссе — 360

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,142 сек. | 11.3 МБ