Истребители «Тигров» и «Пантер»

СУ-100 по праву считается одним из наилучших самоходных орудий 2-ой Мировой войны

Истребители «Тигров» и «Пантер»

До августа 1943 года единственной средней самоходной артиллерийской установкой (САУ), состоявшей на вооружении русских войск, была СУ-122 со 122-мм дивизионной гаубицей М-30. Но она вследствие маленькой исходной скорости гаубичного снаряда (515 м/с) и малой настильности линии движения не могла отлично биться с германскими танками. На повестку денька встал вопрос о специальной противотанковой САУ.

В апреле 1943 года Артиллерийский комитет Головного артиллерийского управления (ГАУ) Красноватой армии отправил Уралмашзаводу тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование самоходки с 85-мм орудием. Главным предназначением новейшей САУ должно было стать ликвидирование томных танков противника типа «Тигр» на дистанциях 500-1000 м. Для выполнения ТТТ предлагалось взять за базу модернизированную СУ-122М и заместо 122-мм гаубицы оснастить ее орудием с баллистикой 85-мм зенитной пушки. Во 2-ой половине апреля конструкторский отдел Уралмашзавода, возглавляемый Л. И. Горлицким, приступил к проектированию машины.

ЧЕМ ВООРУЖИТЬ?

Истребители «Тигров» и «Пантер»5 мая 1943 года ГКО обусловил сроки сотворения и разработчиков новых танков и самоходок. Изготовка САУ с 85-мм пушкой возлагалось на Уралмашзавод, при этом Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В. Г. Грабиным, должно было спроектировать, а завод № 9 Наркомата вооружения (НКВ) — сделать орудие для установки.

Но когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм пушки С-31, выяснилось, что она занимает сильно много места в боевом отделении машины и не позволяет комфортно расположить оборудование и экипаж, а не считая того, существенно наращивает массу самоходки.

На Уралмаше не только лишь переконструировали люльку этого орудия, да и предложили заводу № 9 также создать новейшую 85-мм пушку. В итоге в КБ завода № 9, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, было спроектировано орудие Д-5С-85, существенно лучше подходившее для будущей САУ. Но в конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект очередной пушки — С-18. Она имела некие достоинства, потому что в ней использовалась люлька от серийного 76-мм танкового орудия ЗИС-5. Но и С-18 не очень успешно компоновалась в боевое отделение создаваемой самоходки.

Невзирая на очевидные недочеты САУ с пушкой С-18, ЦАКБ, используя авторитет собственного управляющего, добивалось, чтоб машина с его орудием была выполнена в металле. Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943 года, когда особая смешанная комиссия из представителей Наркомата танковой индустрии (НКТП), НКВ, ГАУ и Головного бронетанкового управления (ГБТУ) приняла решение сделать для сравнительных испытаний три опытнейших эталона самоходов с 85-мм орудиями: СУ-85-1 с пушкой С-18-1 ЦАКБ и модифицированной люлькой Уралмашзавода, СУ-85-И с пушкой Д-5С-85 завода № 9, СУ-85-IV с пушкой С-18 ЦАКБ.

Истребители «Тигров» и «Пантер»

ВЫБОР Изготовлен

Работа над опытнейшеми эталонами длилась полтора месяца. 20 июля 1943 года начались их заводские тесты, включавшие пробег на 80 км и ведение огня. При всем этом пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме — 129 выстрелов. Что все-таки касается пушек С-18-1 и С-18, то они из-за поломок спусковых устройств смогли произвести соответственно 39 и 62 выстрела. С 25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне (АНИОП) проходили муниципальные тесты, в процессе которых выяснилось последующее:

«Наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с пушкой Д-5С-85 вследствие недлинной длины отката орудия, комфортной высоты полосы заряжания, большего рабочего объема для заряжающего. У этого самохода вышли наибольшее время при стрельбе на крепкость, больший средний темп огня, вчетверо выше, чем у самохода с орудием С-18.

Доступ к противооткатным устройствам в орудиях системы
ЦАКБ неосуществим без снятия фронтальной бронировки весом 300 кг, что очень неловко и на что требуется затратить 3-4 часа времени.

Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий системы ЦАКБ использованы огромные грузы весом около 210 кг, что ограничивает свободное место, нерационально по конструкции и некультурно с виду. Маховики устройств наведения у орудий системы ЦАКБ размещены неловко.

Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой Д-5С-85».

После того как машины сделали пробег на 500 км, муниципальная комиссия сделала заключение, что по ходовым качествам, надежности в работе устройств, маневренности и проходимости САУ не отличаются от танка Т-34. По результатам испытаний члены комиссии рекомендовали принять на вооружение Красноватой армии самоходную установку СУ-85-Н с пушкой Д-5С, что и было оформлено постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. Тем же документом предусматривалось прекращение серийного выпуска на Уралмашзаводе СУ-122 и тридцатьчетверок. Предприятие стопроцентно переключилось на изготовка самоходных артиллерийских установок СУ-85.

По сборке узлов и агрегатов СУ-85 была подобна СУ-122, на базе которой она создавалась. При всем этом 73% деталей заимствовались от танка Т-34, 7% — от СУ-122 и 20% проектировались поновой. Размещенная в рамке в лобовом листе корпуса пушка Д-5С с длиной ствола 48,8 калибра имела исходную скорость бронебойного снаряда 792 м/с. По бронебойности это орудие на 57% превышало пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% — гаубицу М-30 самохода СУ-122, что увеличивало дальность действенной стрельбы по германским танкам в полтора раза. Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных выстрелов с осколочными железными гранатами 0-365, бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-365К. Скорострельность пушки с закрытыми лючками боевой рубки составляла 6-7 выстр/мин.

Уралмашзавод выпускал СУ-85 с августа 1943 по октябрь 1944 года. За этот период времени предприятие послало в войска 2644 самоходные установки.

Истребители «Тигров» и «Пантер»

ФРОНТОВАЯ ПРОВЕРКА

СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (САП) РВГК и применялись для огневого сопровождения танков Т-34. Эти машины получали также самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав неких истребительно-противотанковых бригад.

Новейшую самоходку на фронтах использовали довольно отлично. Вот отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского: «Машина хорошая, оправдала себя как истребитель танков противника. Необходимо только верно использовать ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось использовать самоходы как танки, полк растерял 5 машин. В последующих боевых операциях полк приемущественно поддерживал атаки собственных танков, следуя за их боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику более тяжело уязвимое место — лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка «Тигр» с дистанции 600-800 м, а борт его — с 1200-1300 м».

Вместе с положительными отзывами завод получал из действующей армии и просьбы о нужных улучшениях и усовершенствованиях САУ. Так, командир 7-го мехкорпуса полковник Катков, оценивая машину, писал: «Самоход СУ-85 в текущее время является более действенным средством борьбы с томными танками противника. Владея проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный 85-мм пушкой, самоход показал себя в боевых действиях отлично. Но используя огнь и броню собственных танков «Тигр», «Пантера» и самохода «Фердинанд», противник навязывает современный бой на огромных дистанциях — 1500-2000 м. В этих критериях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить лобовую броню самохода и самое существенное — вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать томные танки типа «Тигр» с дистанции более 1500 м».

Истребители «Тигров» и «Пантер»

БИТВА КОНСТРУКТОРОВ

Поиск путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала ее серийного выпуска. К озари 1943 года завод № 9 сделал 85-мм орудие Д-5С-85БМ с исходной скоростью снаряда 900 м/с,
что увеличивало пробиваемость брони на 20%. Размеры установочных частей новейшей пушки сохранились такие же, как у Д-5С, и никаких суровых конфигураций в самоходе не добивались. Так как ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули вспять на 80 мм.

Сначала января 1944 года опытнейший эталон самохода прошел заводские тесты. Потом его выслали в Гороховец на муниципальные тесты, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Не считая того, осенью 1943-го проводились проектные работы по установке на самоход орудий большего калибра — 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15.

Вопрос усиления огневой мощи решили за счет внедрения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой индустрии и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943-го ГКО принял постановление № 4851 об оснащении среднего самохода 100-мм орудием. Во выполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал Уралмашзавод:

«1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;

к 20.02.44 г. сделать и провести заводские тесты самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.;

к 25.02.44 г. передать самоход на муниципальные испытания».

Как лицезреем, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и то, что история с ЦАКБ повторилась с умопомрачительной точностью. Получив чертежи орудия С-34, на Уралмаше удостоверились, что эта пушка для самохода не годится: она имела впечатляющие размеры по ширине, при наведении на лево упиралась во вторую подвеску, не позволяла расположить лючок водителя. Были нужны огромные конфигурации в серийном корпусе САУ, в том числе и в его геометрической схеме, что тянуло за собой переделку щитов для сварки и сборки.

Пришлось бы перейти на торсионную подвеску, сдвинуть рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм на лево, расширить высшую часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы повышение массы САУ на 3,5 тонны по сопоставлению с СУ-85. При всем этом ЦАКБ опять заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, бюро добивалось использовать ее только в том виде, как она есть, и настаивало на приспособлении САУ к пушке. Уралмашзавод вновь обратился к заводу № 9, и там разработали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и располагалось в серийном корпусе без его существенных конфигураций и без лишнего роста массы машины.

В феврале 1944 года 1-ый опытнейший эталон САУ выдержал заводские тесты, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили муниципальные тесты, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В собственном заключении комиссия отметила, что машина может быть принята на вооружение Красноватой армии после неких доработок. 14 апреля по заводу дали распоряжение о незамедлительной подготовке к серийному выпуску артсамохода СУ-100.

Но ЦАКБ опять потребовало формального выполнения постановления ГКО, другими словами производства опытнейшей САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В конечном итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной вначале для вооружения томного танка ИС-2.

Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новейшей рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, производилась на заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2.

Сразу с ним выстроили 2-ой опытнейший эталон самохода СУ-100, который стал головным для машин серийного производства и включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его тесты проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После чего муниципальная комиссия признала, что «тактико-технические характеристики СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 м для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» — только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 м».

Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 особым поездом доставили на полигон в Гороховец сначала июля 1944 года. Он подвергся испытаниям в том же объеме, что и СУ-100, но показал худшие результаты. СУ-100, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красновато

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,175 сек. | 11.32 МБ