ИСУ-152 (объект 241)

ИСУ-152 (объект 241)

В связи с принятием осенью 1943 года на вооружение Красноватой Армии нового томного танка ИС и снятием с производства КВ-1С, появилась необходимость сотворения тяжеленной САУ уже на базе нового томного танка. Постановление Муниципального Комитета обороны № 4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытнейшему заводу № 100 в Челябинске вместе с техническим управлением Головного бронетанкового управления Красноватой Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, сделать и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС.
При разработке установка получила заводское обозначение «объект 241». Ведущим конструктором был назначен Г.Н.Москвин. Опытнейший эталон сделали в октябре. В течение нескольких недель САУ проходила тесты на НИБТПолигоне в Кубинке и АНИОПе в Гороховце. 6 ноября 1943 года постановлением ГКО новейшую машину приняли на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное создание.

Сборка ИСУ-152 принципными новаторствами не отличалась. Боевая рубка, сделанная из катаных броневых листов, устанавливалась в фронтальной части корпуса, объединяя в один объем отделения управления и боевое. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. Носовая часть корпуса на установках первых выпусков изготавливалась литой, на машинах последних выпусков имела сварную конструкцию. Количество и размещение членов экипажа были такими же, как и у СУ-152. Если экипаж состоял из 4 человек, то обязанности заряжающего делал замковый. Для посадки экипажа в крыше рубки имелись два круглых лючка в фронтальной части и один прямоугольный в кормовой. Все лючки запирались двухстворчатыми крышками, в верхних створках которых были установлены приборы наблюдения МК-4. В лобовом листе рубки размещался смотровой люк механика-водителя, закрывавшийся броневой пробкой со стеклоблоком и смотровой щелью.
Сама по для себя конструкция боевой рубки принципным изменениям не подверглась. Из-за наименьшей ширины танка ИС, по сопоставлению с KB, пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 25° до 15° к вертикали, а наклон кормового листа устранить совершенно. Толщина брони при всем этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых. Маска пушки имела толщину 60 мм, а потом была доведена до 100 мм.

Крыша рубки состояла из 2-ух частей. Передняя часть крыши приваривалась к фронтальным, скуловым и бортовым листам. В ней, кроме 2-ух круглых люков, делалось отверстие для установки вентилятора боевого отделения (в центре), которое снаружи запиралось броневым колпаком, и также предусматривались люк для доступа к заливной горловине левого фронтального топливного бака (слева) и отверстие антенного ввода (справа). Задний лист крыши производился съемным и крепился болтами. Необходимо подчеркнуть, что установка вытяжного вентилятора стала значимым достоинством ИСУ-152, по сопоставлению с СУ-152, в какой вытяжной принудительной вентиляции не было вообщем и члены экипажа во время боя иногда теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов.

Одна из первых серийных ИСУ-152 на полигоне. 1944 год.

Вобщем, по мемуарам самоходчиков, и на новейшей машине вентиляция оставляла вожделеть
наилучшего — при открывании затвора после выстрела лавина густого порохового дыма, схожая на сметану, струилась из ствола орудия и медлительно разливалась по полу боевого отделения.

Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из съемного листа над движком, сеток над окнами воздухопритока к движку и броневых решеток над жалюзи. В съемном листе имелся лючок для доступа к узлам и агрегатам мотора, закрывавшийся откидной крышкой. В задней части листа размещались два люка для доступа к заправочным горловинам топливного и масляного баков. Средний кормовой лист корпуса в боевом положении привинчивался болтами, при ремонте он мог быть отбросят на петлях. Для доступа к агрегатам коробки в нем имелись два круглых лючка, закрывавшихся откидными броневыми крышками. Днище корпуса было сварено из 3-х броневых листов и имело люки и отверстия, закрывавшиеся бр
оневыми крышками и пробками.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 г. монтировалась в литой рамке, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, взятой у СУ-152. Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела малозначительные отличия, по сопоставлению с полевой: были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного устройств находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания. Вертикальные углы наведения колебались в границах от -3° до +20°, горизонтальные — в секторе 10°. Высота полосы огня составляла 1800 мм. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10 с полунезависимой линией прицеливания, для ведения огня с закрытых огневых позиций служила панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний лючок. При стрельбе в ночных критериях шкалы прицела и панорамы, также прицельная и орудийная стрелки подсвечивались электронными лампочками устройства «Луч 5». Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, большая — 6200 м. Скорострельность — 2 — 3 выстр./мин. Орудие имело электронный и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. На орудиях первых выпусков употреблялся механический (ручной) спуск. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа крепились на креплениях к левой щеке рамки.

Боекомплект составлял 21 выстрел раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540 с донным взрывателем МД-7 с трассером, осколочно-фугасными пушечными и железными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530 с взрывателями РГМ-2 (либо РГМ, Д-1), осколочными гаубичными гранатами сталистого чугуна О-530А, которые располагались в боевом отделении. бронебойно-трассирующие снаряды находились в нише броневой рубки с левой стороны рубки в особых рамках, осколочно-фугасные гранаты — там же, гильзы с боевыми зарядами в нише броневой рубки в особых рамках и в хомутиковой укладке. Часть гильз с боевыми зарядами располагалась на днище под орудием. Выстрелы оснащались последующими зарядами: № 1 переменным Ж11-545, уменьшенным переменным Ж-545У либо ЖП-545У, полным переменным ЖН-545 либо Ж-545 без 1-го сбалансированного пучка и особым ЖН-545Б либо Ж-545Б под бронебойно-трассирующий снаряд. Исходная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 600 м/с, осколочно-фугасного при массе 43,56 кг — 600 м/с. Бронебойный снаряд на дальности 1000 м пробивал броню шириной 123 мм.

На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского лючка стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом ДШК обр. 1938 г. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Не считая того, в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемета ППШ (позднее — ППС) с боекомплектом 1491 патрон и 20 ручных гранат Ф-1.

Силовая установка и коробка были взяты у танка ИС-1 (ИС-2). На ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры размещались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14 — 15. Масса мотора 1000 кг.

Томная самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 во дворе Челябинского Кировского завода.
Весна 1944 года.

Общая емкость 3-х топливных баков составляла 520 л. Еще 300 л перевозилось в 3-х внешних баках, не присоединенных к системе питания. Подача горючего принудительная, при помощи двенадцатиплунжерного топливного насоса высочайшего давления НК1.

Система смазки — циркуляционная, под давлением. В бак встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший резвый прогрев масла и возможность воспользоваться способом разжижения масла бензином.

Охлаждающая система — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для чистки воздуха, поступающего в цилиндры мотора, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были интегрированы форсунки и запальные свечки для обогрева всасываемого воздуха зимой. Не считая того, для обогрева охлаждающей воды в охлаждающей системе мотора использовались фитильные о

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,102 сек. | 11.28 МБ