ИСУ-152 эталона 1945 года (Объект 704)

ИСУ-152 эталона 1945 года (Объект 704) — опытнейшая русская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Величавой Российскей войны. В заглавии машины аббревиатура ИСУ значит «самоходная установка на базе танка ИС» либо «ИС-установка», а индекс 152 — калибр основного вооружения машины. Уточнение «образца 1945 года» потребовалось для отличия опытнейшей САУ от серийных ИСУ-152.

ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704)

Разработана конструкторским бюро опытнейшего завода № 100 в 1945 году под управлением Жозефа Яковлевича Котина, головного конструктора российских тяжёлых танков и САУ тех пор. В отличие от других опытнейших самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего только неординарно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совсем новейшей конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытнейшего завода № 100 задачку о разработке соответственной САУ на его базе. Так как ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 исходя из убеждений бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с усовершенствованным бронированием.

Усиление защиты было достигнуто как путём роста толщины бронирования, так и размещения его под более прибыльными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса удачно совладали с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту шириной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сопоставления, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а совместно с бронекожухом противооткатных устройств суммарная наибольшая толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего только на 1,3 тонны по сопоставлению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 эталона 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Посреди всех опытнейших и серийных русских САУ времён Величавой Российскей войны ИСУ-152 эталона 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огнь даже мощной германской противотанковой пушки Pak 43.

Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новейшей САУ разработало новейшую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, мысль сотворения которой выдвигалась ещё в 1943 году. Более принципиальным её различием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал неосуществимым стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.

Но рвение получить наивысшую защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось полностью ожидаемым недочетом — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к повышению его длины отката до 900 мм, а прибыльные углы наклона лобового бронирования востребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую высшую часть боевого отделения. Проведённые полигонные тесты проявили, что такое его размещение приводит к уменьшению просматриваемого места и завышенной утомляемости механика-водителя из-за огромных амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как итог, ИСУ-152 эталона 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не выполнялась. Единственный выпущенный опытнейший эталон этой самоходки в текущее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704)

Описание конструкции

ИСУ-152 эталона 1945 года имела ту же сборку, что и серийные русские САУ тех пор (кроме СУ-76). На сто процентов бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас располагались впереди в броневой рубке, которая кооперировала боевое отделение и отделение управления. Движок и коробка были установлены в корме машины.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит шириной 120, 90, 60, 30 и 2
0 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки и корпуса устанавливались под оптимальными углами наклона. Противооткатные устройства орудия защищались недвижным литым броневым кожухом и подвижной литой бронемаской, любая из этих деталей имела толщину до 160 мм в более подверженных неприятельскому огню частях.

Три члена экипажа размещались слева от орудия: впереди механик-водитель, потом наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа выполнялись через четыре лючка на крыше рубки. Круглый лючок слева от орудия также употреблялся для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой лючок для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд маленьких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Главным вооружением ИСУ-152 эталона 1945 года являлась гаубица-пушка МЛ-20СМ калибра 152,4 мм с поршневым затвором. Баллистика орудия была подобна предшествующему варианту МЛ-20. С орудием был спарен многокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. Спаренная установка монтировалась в рамке на лобовой бронеплите рубки по осевой полосы машины. Её вертикальные углы наводки составляли от −1°45′ до +18°, горизонтальная наводка ограничивалась сектором в 11°. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5—3 м составляла 800—1000 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3,8 км, большая дальность стрельбы — около 13 км. Выстрел выполнялся средством электронного либо ручного механического спуска, практическая скорострельность — 1—2 выстрела за минуту.

Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, также на днище боевого отделения и на задней стене рубки.

Для защиты от нападения с воздуха САУ оснащалась вторым, зенитным многокалиберным пулемётом ДШК на вращающейся турели у лючка заряжающего с коллиматорным прицелом К-10Т. Боекомплект к спаренному и зенитному пулемётам составлял 300 патронов.

Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ либо ППС и несколько ручных гранат Ф-1.

Движок

ИСУ-152 эталона 1945 года оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным движком В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Запуск мотора обеспечивался электронным стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) либо сжатым воздухом из 2-ух резервуаров ёмкостью 10 л в боевом отделении машины. Дизель В-2ИС оснащался топливным насосом высочайшего давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи горючего. Для чистки поступающего в движок воздуха употреблялся фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливался термосифонный подогреватель для облегчения запуска мотора в прохладное время года и подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 эталона 1945 года имела три топливных бака, два из которых размещались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Общая ёмкость внутренних топливных баков составляла 540 л. Самоходка также оснащалась 2-мя внешними дополнительными топливными баками (каждый по 90 л), не связанными с топливной системой мотора.

Коробка

САУ ИСУ-152 эталона 1945 года оснащалась механической коробкой, в состав которой входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 вспять);
два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.

Ходовая часть

Подвеска у ИСУ-152 эталона 1945 года персональная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого поперечника по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы были схожи опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась 3-мя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтообразной; любая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

Электрическое оборудование

Проводка в САУ ИСУ-152 эталона 1945 года была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (ра

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,109 сек. | 11.38 МБ