Итурупский инцидент 1968 года

Как понятно, в протяжении всей Прохладной войны США и их союзники вели против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность с нарушением морских, воздушных и сухопутных границ. В особенности вольготно америкосы ощущали себя в воздушном пространстве, совершая неглубокие прорывы границы на малой высоте (тактическая разведка) либо на большой высоте и на большущее расстояние (стратегическая разведка), пролетая над кораблями, военными базами, городками и селами Русского Союза. Парк самолетов-разведчиков у США и других государств НАТО был широк. ЦРУ и Пентагон имели свои собственные авиаподразделения для выполнения различных задач. Разведывательным делом занималась и авиация нейтральных государств. Время от времени конфликты разрешались по интернациональным правилам, а время от времени нарушителей уничтожали.

Итурупский инцидент 1968 года

К огорчению, об инцидентах на границах СССР в 60-е годы нам понятно сильно мало в связи c жесточайшей цензурой в то время. Но западная пресса докладывает, что за период с 1967 по 1970 годы только со стороны США имело место более 10 нарушений воздушных границ нашей страны. Одно из таких драматических событий случилось в 1968 году. О нем нет упоминаний ни в каком из официальных русских источников, а свидетельства свидетелей очень противоречивы и неполны.

Днем 1 июля 1968 года на полуостров Итуруп – 2-ой от японского Хоккайдо полуостров Курильской гряды, поступила информация о том, что американской самолёт пересёк недалеко границу Русского Союза. В то время шла война во Вьетнаме, и вблизи над нейтральным местом проходила воздушная трасса янки, перебрасывающих свои войска и снаряжение. Летчики, совершавшие патрулирование, нередко лицезрели эти самолеты. В тот денек южноамериканский самолет Дуглас ДС-8, принадлежавшей одной из транспортных компаний США «Seabord World Airliners», в первый раз летел по данному маршруту.

Чтоб проследить за тем как ведет себя самолет, на борту находился вице-президент компании. Взлетев с американской земли, лайнер миновал Алеутские острова и на 150 км углубился на нашу местность. Как это случилось до сего времени остается загадкой, так как видимость в тот денек была неплохой, что фактически и выручило самолет, опознанный как штатский. Позднее южноамериканские летчики ссылались на неисправную навигационную аппаратуру, но понятно, что японские диспетчеры неудачно предупреждали экипаж об отклонении от курса по радио.

Дуглас ДС-8 – южноамериканский реактивный самолет компании «МакДоннел Дуглас», выполнялся с 1958 по 1972 года, став первым штатским самолётом, преодолевшим звуковой барьер. ДС-8 рассматривался как аналог Боинга 707, реализации которого превысили реализации ДС-8 вдвое. И те, и другие употребляются в большей степени в качестве грузовых самолетов и самолетов радиоэлектронной разведки. Длина более пятидесяти метров, размах крыльев 45 метров, наибольшая крейсерская скорость 950 км/ч.

Итурупский инцидент 1968 года
McDonnell Douglas DC-8-63CF, принадлежащий той же авиакомпании «Seaboard World Airlines»

Подполковник Ярослав Хиров, оставшийся на базе, на полуострове Итуруп за командира полка, связался со штабом дивизии на Сахалине, позже переключился на Хабаровск и получил приказ из штаба командующего высадить, а не сбивать нарушителя гос границы СССР. 3-я глобальная война могла начаться по хоть какому поводу – дела меж США и СССР были накалены до максимума. В 9:01 в воздух взошло дежурное звено МиГ-17 под управлением пятерых асов: И. К. Мороза, И. Ф. Ветушко, Ю. Б. Александрова и В. А. Игонина во главе с командиром эскадрильи капитаном Сальниковым (все летчики были в капитанских званиях). Догнав нарушителя, они, как это полагается по интернациональным правилам, проявили маневром символ, который говорил о нарушении границы. В ответ не последовало никакой реакции. Через несколько минут полета русские летчики проявили еще один символ – «следуйте за нами»
. Но южноамериканский самолет не сбавил скорости и попробовал уйти на труднодоступную МИГам высоту. Ситуация становилась критичной, летчики получили разрешение сделать предупредительный выстрел. Залп из 3-х пушек практически перед самой кабиной самолета подействовал отрезвляюще. Командир южноамериканского корабля показал огромным пальцем вниз, и ДС-8 проследовал на аэродром «Буревестник».

Буревестник – военный аэродром, расположенный на полуострове Итуруп для базирования истребительной авиации и прикрытия района Южных Курил. Тут располагался 387-й истребительный авиаполк, имевший на вооружении самолеты МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21бис, а с 1983 года и МиГ-23. На аэродроме производились штатские авиарейсы, но он оставался в принадлежности Министерства обороны СССР и не был включён в перечень аэродромов совместного базирования.

Янки очень подфартило, когда при первом ознакомительном облете посадочной полосы он чудом не врезался в вулкан Суровый. Пока самолеты шли на посадку, у командующего в Хабаровске вспомнили, что на аэродроме взлетно-посадочная полоса длиной всего 1200 метров плюс мало наращенной «железки» – гофрированных железных пластинок с прорезями, приобретенных ещё по ленд-лизу, что полностью хватало маленьким истребителям. Срочно отдали приказ дать сигнальные ракеты в воздух, но запоздали, в штабе повисла театральная пауза. В 10:40 ДС-8 благополучно завернул в отведенный ему «карман» и тормознул целый и невредимый. Чтоб гости не сбежали, к самом носу самолета работники аэродрома подогнали трактор.

Командир южноамериканского экипажа Джозеф Тальзанини ни слова не гласил по-русски. Ярославу Хирову пришлось вызвать учительницу британского! языка, которую янки итальянского происхождения осознать не сумел. В конце концов, разговор смогли выстроить на германском, который оба офицера незначительно понимали. Оказалось, что DC-8 перевозил во Вьетнам более двухсотен американских боец, направляющихся из отпусков и госпиталей по месту прохождения службы. После посадки южноамериканские морские пехотинцы разбрелись по всему аэродрому, умеренная рота охраны ОБАТО не в состоянии была обеспечить содержание нарушителей под арестом, как того велят уставы

Итурупский инцидент 1968 года

Итурупский инцидент 1968 года
Бортпроводница DC-8 с камерой, при помощи которой она сделала снимки с борта самолета и русскими сигаретами, которые она оставила для себя в качестве сувенира. Фото размещены в журнальчике «Time»

По показаниям свидетелей русских военных на полуострове в то время находилось всего несколько сот человек: «…в главном так именуемый технический персонал, обслуживающий полеты – механики, заправщики, техники, метеорологи, связисты и т.д.. Только пограничная застава – около 30 боец – вооружена довольно. У других – летчиков и нескольких офицеров – были пистолеты, а у часового, охранявшего стоянку дежурных самолетов, – карабин без патронов. Естественно, на складах орудия хватило бы на всех. Но если что, людей пришлось бы собирать с 10-ка объектов, а ведь это время. В общем, у нас шансов не было…».

В это время шел бурный радиообмен с Сахалином и Москвой. Все были в замешательстве, 1-ый приказ говорил: «Действуйте согласно обстановке». Но как, не сообщалось. Только кое-где спустя час из Москвы поступило установка: «Задержать янки до особенного распоряжения министра обороны Андрея Гречко». Пришлось решать вопрос о том, как и где расположить всю массу людей. В конечном счёте морским пехотинцам выдали матрасы, одеяла и расположили прямо на полу в местном клубе, а экипаж и стюардесс поселили в одном из построек на местности аэродрома. Все строения были старенькые, древесные. Кормили чёрным хлебом, консервами, лапшой. Давали сыр, масло, кофе и сигареты. В каком-то смысле южноамериканские бойцы были безупречными пленниками – не выдвигали требований и передвигались в столовую только строем под суровые кл

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,190 сек. | 12.63 МБ