
Битва за Кавказ, длившаяся 442 суток (с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г.) и проходившая сразу со Сталинградской и Курской битвами, сыграла огромную роль в разработке и окончании коренного перелома в процессе Величавой Российскей войны. Её оборонительный шаг обхватывает период с 25 июля по 31 декабря 1942 г. Вермахт, в процессе ожесточённых боёв и неся огромные утраты, смог выйти к предгорьям Головного Кавказского хребта и к реке Терек. Но же в целом германский план «Эдельвейс» не был реализован. Германские войска не смогли пробиться в Закавказье и на Ближний Восток, что должно было привести к вступлению Турции в войну на стороне Германии.
Планы германского командования
28 июня 1942 года 4-я танковая армия вермахта под командованием Германа Гота прорвала русский фронт меж Курском и Харьковом и продолжила пришествие в направлении к Дону. 3 июля германскими войсками был отчасти захвачен Воронеж, и войска С. К. Тимошенко, защищавшие ростовское направление оказались окутанными с севера. 4-я танковая армия быстро продвинулась в южном направлении меж Донцом и Доном. 23 июля германцами был захвачен Ростов-на-Дону. В итоге путь на Северный Кавказ был открыт.
В стратегических планах германского военно-политического управления захвату Кавказа, где до войны добывалось около 90% русской нефти, отводилось огромное место. Адольф Гитлер осознавал ограниченность сырьевой, энергетической базы Третьего Рейха и на совещании в Полтаве в июне 1942 года произнес: «Если нам не получится захватить нефть Майкопа и Сурового, то мы должны будем закончить войну!» Не считая того, Гитлер учитывал значимость Кубани и Кавказа, как источника продовольствия (зерна), и наличие тут припасов стратегического сырья. А именно, тут размещалось Тырныаузское месторождение вольфрамо-молибденовой руды. План германского командования на советско-германском фронте летом 1942 г. предугадывал нанесение основного удара на кавказском направлении с одновременным пришествием на Сталинград, принципиальный транспортный узел и большой центр военной индустрии. Некие исследователи считают, что это был стратегический просчёт Гитлера, потому что разделение ограниченных военных сил и ресурсов привело к распылению вермахта, и в итоге к поражению на сталинградском и кавказском направлениях.
23 июля 1942 года Гитлер утвердил план операции «Эдельвейс» (нем. Operation Edelwei?). Он предугадывал окружение и ликвидирование русских войск южнее и юго-восточнее Ростова-на-Дону, захват Северного Кавказа. В предстоящем, одна группа войск должна была наступать в обход Головного Кавказского хребта с запада и захватить Новороссийск и Туапсе, а 2-ая – наступать с востока с целью захвата нефтедобывающих районов Сурового и Баку. Сразу с проведением этого обходного маневра германское командование планировало прорваться через Главный Кавказский хребет в центральной его части, чтоб выйти к Тбилиси, Кутаиси и Сухуми. С прорывом вермахта на Южный Кавказ, решались задачки по уничтожению баз Черноморского флота, установлению полного господства на Чёрном море, установлению конкретной связи с турецкими вооружёнными силами и вовлечению Турции в войну на стороне Рейха, создавались предпосылки для вторжения в регион Близкого и Среднего Востока. Не считая того, германское командование рассчитывалось, что ряд народностей Кавказа и казаки поддержат их, что решит делему со вспомогательными войсками. Отчасти эти ожидания оправдаются.

Колонна германских штурмовых орудий StuG III на марше на Кавказ.
Для решения настолько масштабных задач германское командование сконцентрировало на кавказском направлении значительную ударную группировку. Для пришествия на Кавказ из состава группы армий «Юг» была выделена группа армий «А» под началом генерал-фель
дмаршала Вильгельма Листа (10 сентября 1942 года командование принял на себя Гитлер, а с 22 ноября 1942 г. — генерал-полковник Эвальд фон Клейст). В её состав входили: 1-я танковая армия – командующий генерал-полковник Эвальд фон Клейст (до 21 ноября 1942 года, потом генерал-полковник Эберхард фон Макензен), 4-я танковая армия — генерал-полковник Г. Гот (поначалу наступала на кавказском направлении, потом была передана в состав группы «Б» — на сталинградское направление), 17-я полевая армия — генерал-полковник Рихард Руофф, 3-я румынская армия — генерал-лейтенант Пётр Думитреску (в сентябре 1942 года армию перебросили на сталинградское направление). Сначало в пришествии на Кавказ должна была принять роль и 11-я армия Манштейна, которая после окончания осады Севастополя размещалась в Крыму, но её частью перебросили под Ленинград, частью разделили меж группой армий «Центр» и группой армий «Юг». Войска группы армий «А» поддерживалась частями 4-й воздушной армии Вольфрама фон Рихтгофена (всего около 1 тыс. самолетов). Всего в ударной группировке к 25 июля 1942 года было около 170 тыс. боец и офицеров, 15 тыс. рабочих-нефтяников, 1130 танков (с 31 июля — 700 танков), выше 4,5 тыс. орудий и миномётов.
Германские войска обладали высочайшей боеспособностью, имели высочайший боевой дух, который укрепили недавнешние звучные победы. Многие соединения вермахта участвовали в разгроме частей Красноватой Армии под Харьковом, юго-западнее Воронежа, в июньских боях, когда они продвигаясь к низовьям Дона, с ходу закрепились на его левом берегу. В Берлине были убеждены в победе, перед битвой даже основали нефтяные компании («Ost-Ol» и «Karpaten-Ol»), которые получили эксклюзивное право на 99-летнюю эксплуатацию нефтяных месторождений на Кавказе. Было заготовлено огромное количество труб (которые позже достались СССР).

Вильгельм Лист.
Русские войска
Германским войскам противостояли войска Южного (Родион Малиновский) и часть сил Северо-Кавказского фронтов (Семён Будённый). В Южный фронт входили 9-я армия – командующий генерал-майор Ф. А. Пархоменко, 12-я армия – генерал-майор А. А. Гречко, 18-я армия — генерал-лейтенант Ф. В. Камков, 24-я армия — генерал-майор Д. Т. Козлов, 37-я армия — генерал-майор П. М. Козлов, 51-я армия – генерал-майор Н. И. Труфанов (28 июля она была передана Сталинградскому фронту) и 56-я армия — генерал-майор А. И. Рыжов. Авиационную поддержку оказывала 4-я воздушная армия генерал-майора авиации К. А. Вершинина (с сентября генерал-майор авиации Н. Ф. Науменко). На 1-ый взор состав фронта был впечатляющим, но практически все эти армии, не считая 51-й, понесли огромные утраты в предыдущих боях, были обескровлены. Южный фронт насчитывал около 112 тыс. человек, существенное отставание от германцев было в технике – 120 танков, более 2,2 тыс. орудий и миномётов, 130 самолётов. Таким макаром, фронт который принял основной удар противника, уступал неприятеля в живой силе в 1,5 раза, в самолётах практически в 8 раз, в танках – в более чем в 9 раз, орудиях и миномётах – в 2 раза. К этому следует добавить отсутствие устойчивой систему управления войсками, которое было нарушено в процессе их резвого отступления к Дону. 28 июля 1942 ЮФ был упразднён, его войска вошли в Северо-Кавказский фронт.
Перед Красноватой армией стояла очень непростая задачка: приостановить пришествие противника, утомить его в оборонительных боях и приготовить условия для перехода к контрнаступление. 10-11 июля 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК) отдала приказ Южному и Северо-Кавказскому направлениям организовать оборонительную линию по реке Дон. Но этот приказ было трудно выполнить, т. к. войска ЮФ в это время вели тяжёлые бои с рвущимися вперёд германскими войсками на ростовском направлении. У командования ЮФ не было ни времени, ни значимых резервов для того чтоб приготовить оборонительные позиции на левом берегу Дона. Управление войсками на кавказском направлении к этому моменту так и не удалось вернуть. К тому же более пристальное внимание СВГК в это время уделяла сталинградскому направлению, немцы рвались к Волге. Под сильным давлением противника армии ЮФ к 25 июля отступили на южный сберегал р. Дон в полосе протяженностью 330 км, о