К истории веротерпимости в армии и на флоте

Сейчас никто не вожделеет созидать Вооруженные Силы ареной межконфессиональных споров

В современной Русской армии 60 процентов военнослужащих считают себя верующими, из их 80 процентов – православными. Сразу в Вооруженных Силах Рф проходят службу 13 процентов мусульман, три процента буддистов. Четыре процента военнослужащих придерживаются других религиозных убеждений. Беря во внимание этот многоконфессиональный состав, полезно обратиться к дореволюционному опыту отношений страны, Российской православной церкви, военно-духовного ведомства с иноверцами и представителями инославных вероисповеданий в Русской армии.

Иноверцы – принятое в дореволюционной Рф официальное наименование лиц, не исповедовавших православие. К ним сначала относились приверженцы ислама, ламаизма, иудаизма и язычества. «Инославные исповедания» – законодательный термин в дореволюционной Рф, принятый для обозначения неправославных христианских вероисповеданий: римско-католического, армяно-католического, армяно-григорианского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-лютеранского, меннонистского и баптистского.

В протяжении ХVIII – начала ХХ века вопросы формирования религиозной политики с учетом присутствия в армии и на флоте иноверцев и инославных были довольно животрепещущи. История сотворения постоянной армии в Рф плотно сплетена с практикой приглашения зарубежных профессионалов, а вкупе с ними и верующих других конфессий.

Вера зарубежного спеца

В манифесте Петра I от 16 апреля 1702 года было объявлено «о вызове иноземцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания». Данные о комплектовании русского флота сначала ХVIII века свидетельствуют, что по свободному найму в Голландии, Великобритании, Германии и Венеции приняты на русскую службу в 1703 году около 200 человек, в 1714–1715-м – 150–200, а в 1717-м – до 1500. В итоге на 1717 год из 166 морских офицеров 125 были иноземцами. По подсчетам исследователя С. Бойко, в период правления Петра I из 7 полных генералов иностранцами были три, из 7 генерал-лейтенантов – 5, из 23 генерал-майоров – 719.

К истории веротерпимости в армии и на флоте

Посреди ХIХ века посреди офицерского состава представителей других конфессий в процентном отношении ко всему личному составу насчитывалось в пехоте – 21,98 процента, в кавалерии – 27,43, в артиллерии – 22,44, в инженерных войсках – 29,68.

Более увлекательна ситуация с религиозным составом посреди генералов и офицеров сначала ХХ века. Как надо из ряда источников, на 15 апреля 1914 года из 169 полных генералов германцев было 48 (28,4%), из 371 генерал-лейтенанта – 73 (19,7%), из 1034 генерал-майоров – 196 (19%) и т. д.

Не исключено, что все большее число немцев-военных воспринимали православие. Но значимая часть оставались со собственной верой. В итоге около 15 процентов генералов и офицеров в это время были неправославными.

Посреди нижних чинов в армии и на флоте сначала ХХ века православных было 75 процентов. Оставшиеся 25 процентов составляли: 9 процентов – католики, 2 – мусульмане, 1,5 – лютеране и 2,5 – представители других верований.

Таким макаром, в протяжении ХVIII – начала ХХ века в российской армии преобладали вояки православной веры. Вкупе с тем в ее рядах служило достаточное число представителей других конфессий, что делало вопрос межконфессиональных отношений в Вооруженных Силах актуальным. Как удавалось достигнуть согласия меж представителями разных верований в российской армии в дореволюционный период?

Принуждение над совестью не восприемлем

В базу отношений с иноверцами и инославными в стране, в том числе и находящимися на военной службе, был положен принцип веротерпимости. В манифесте от 16 апреля 1702 года читаем: «В нашей столице свободное справление веры всех… Принуждения над совестью для себя не восприемлем». Указом от 7 февраля 1719 года из Духовного приказа епархиальным архиереям с приложением копии грамоты Константинопольского патриарха Иеремии предписывалось «не перекрещивать лютеран и кальвинистов, приемлющих Православную веру». В том же году 31 июля Сенат издал указ «О некрещении татар и других иноверцев против их воли». А в Синодальном указе 1721-го инославным обещали, что «они, малыши их, потомки в природной собственной вере пребудут, собственные кирки и пасторов содержа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,202 сек. | 11.3 МБ