Казахи желают получить плавающие танки

28 апреля этого года генерал-лейтенант Ю. Коваленко, прошлый 1-й замначальника Головного автобронетанкового управления МО РФ, рассказывая о русских танках, произнес, что русская военная индустрия много чего может предложить даже самому взыскательному заказчику. Так, он отметил, что не так издавна казахское военное ведомство обратилось к Русской Федерации с просьбой произвести для Казахстана плавающие Т-72. Данная просьба несколько изумила русских профессионалов. Для чего и куда казахи решили поплыть на танках?

По воззрению Ю. Коваленко, вариант остается один – казахи готовятся разделять Каспий.

Казахстану не везет со своим флотом. Так, в конце 90-х казахские мореплаватели умудрились утратить 5 патрульных «Донтлесов» (безвозмездные подарки США и ФРГ) – катера затонули в момент шторма. Непременно, с того времени флот Казахстана укрепился, но, по воззрению профессионалов, его боевая результативность не очень высока. И вот новенькая, достаточно уникальная попытка приумножить позиции страны на Каспийском море. Получится ли у казахских военных плавать по морям на танках, давайте поглядим.

Так, сначала 1951 года в СССР были начаты работы по проектированию личных систем для танков. Бывалые эталоны для танков Т-54 уже были сделаны в 1952 году. В этом же году на Оке они прошли 1-ые речные тесты. В период 1953-1954 годов личные плавательные средства для танков испытывались на море. В 1957 году плавсредство, получившее заглавие ПСТ-54, взято на вооружение русской армии. Согласно штатному расписанию мотострелковой дивизии, таких систем в ней должно быть по наличию танков, т. е. до 187 штук. Создание ПСТ-54 велось на заводе №342 в городке Навашино. Дооборудование танков Т-54 для крепления ПСТ-54 велось в Харькове, на заводе №75. Танк Т-54, который был адаптирован для использования ПСТ-54, получил условное наименование "объект 485".

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-54, обороудованный комплектом ПСТ-54. Фото 1952 года

Сразу в конструкторских бюро шла работа по созданию личных плавающих систем для новых танков Т-55 и зенитной самоходной установки ЗСУ-57. Эти системы именовались ПСТ-55 для Т-55 и для доработанной ЗСУ-57, получившей заводской индекс "объект 510", ПСТ. В 59-м году Ленинградским муниципальным танковым заводом №174 и 342-м механическим заводом в Домодедово ПСТ было унифицировано. Уже в 60-м году прошедшего века усовершенствованное ПСТ-У находилось на вооружении армии СССР.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-54Б с унифицированным плавсредством ПСТ-У

Конструктивно система ПСТ-У состояла из 5 железных понтонов (два главных понтона находились по бортам, два откидных, которые также размещались по бортам, и 1-го кормового). Наполнение понтонов пенопластом обеспечивало 40% припаса плавучести ПСТ-У с танком Т-54. Общая масса ПСТ-У составляла 10 тонн. Ведущие колеса танка приводили в движение два гребных винта, обеспечивая наивысшую скорость на плаву порядка 12 км/ч. На суше наибольшая скорость Т-54, оборудованного ПСТ-У, составляла около 19 км/ч. 500 л. топливных баков плавсредства обеспечивали дальность хода около 60-80 км, при всем этом горючее танка не использовалось.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-54Б, оборудованный ПСТ-У
Казахи хотят получить плавающие танки

Тесты танка Т-55, оборудованного ПСТ-У

Танк, оборудованный ПСТ-У, мог передвигаться по аква поверхности, волнение которой достигало 5 баллов. Проведение стрельбы из танковой пушки было может быть при волнении в 1,5 балла.
Не считая того, вкупе с танком разрешалась перевозка до 25 человек десанта (для ЗСУ-57 десант мог составлять до 40 человек. Экипаж танка навешивал плавсредство на танк в течение 35 минут. Не выходя из машины, экипаж мог скинуть ПСТ-У фактически одномоментно. Перевозка ПСТ осуществлялась на 4-х автомобилях ЗИС-151.

Казахи хотят получить плавающие танки

Установка ЗСУ-57 с навешенным ПСТ
Казахи хотят получить плавающие танки

ЗСУ-57 на испытаниях на Черном море

Развитие особых плавающих систем продолжило свое развитие. Так, уже в 62-м году было испытано облегченное плавсредство ПС-1, предназначавшееся для танков Т-55 и танковых тягачей БТС. Вес нового ПС-1 составлял уже немногим более 5,5 тонн. Понижение массы было достигнуто за счет использования в конструкции понтонов дюралевых сплавов. Тягач БТС с ПС-1 на плаву развивал наивысшую скорость выше 13 км/ч, а при движении задним ходом около 8 км/ч. При буксировке по воде скорость системы достигала 19 км/ч. По суше тягач БТС с ПС-1 мог двигаться со скоростью до 25 км/ч. До 100 км. был увеличен припас хода системы. Перевозка ПС-1 осуществлялась 2-мя автомобилями марки ЗИЛ-157В.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танковый тягач БТС, оборудованный ПС-1

ПС-1, исходя из проведенных испытаний, превосходил ПСТ-У и ПСТ-54 по своим мореходным качествам. Уже в 65-м году, после малозначительных доработок, ПСТ-63 (новое обозначение ПС-1) было принято на вооружение СА СССР.

Предстоящая работа по усовершенствованию плавающих систем для танков Т-55 и Т-62 привела к возникновению новых модификаций, имевших наименование ПСТ-64 и ПСТ-63М.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-55 с новейшей системой ПСТ-63

Не обделили вниманием и русские томные танки. Так, в 1955-1957 годах ленинградским ЦКБ-50 велись разработки «проекта 755», представлявшего собой схожее плавсредство для томного танка Т-10. Три опытнейших эталона «проекта 755» были построены в Горьком, на судостроительном предприятии «Красное Сормово». Но предстоящего развития этого проекта не было.

Казахи хотят получить плавающие танки

Т-10 с опытным прототипом «проекта 755».

Сразу с водоизмещающими плавсредствами для танков в конце 50-х годов велась работа по проектированию быстроходных десантных плавающих систем на подводных крыльях. Так, на Навашинском судостроительном заводе в 1958 году была разработана высокоскоростная танко-десантная система на подводных крыльях, получившая заглавие «проект 80». В состав системы входило 2 катера со складывающимися подводными крыльями. Каждый катер имел водоизмещение 12 тонн. «Проект 80» позволял транспортировать средний танк на удаление до 400 км на скоростях до 30 узлов. На борту каждого катера-понтона имелся собственный 1000-сильный мотор. В 61-м году был сотворен опытнейший эталон комплекса.
В 1967-1968 годах два головных эталона прошли тесты и было начато серийное создание плавающих средств. «Проектом 80» были обустроены два батальона — по одному на Черном море и Балтике.

Казахи хотят получить плавающие танки

Танк Т-55 на плав
ающем средстве «проекта 80»

Казахи хотят получить плавающие танки

«Проект 80».

Более тщательно о «проекте 80» Вы сможете почитать тут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,097 сек. | 11.31 МБ