Казахстан – новый очаг джихадизма?

Казахстан – новый очаг джихадизма?В год празднования двадцатилетия собственной независимости Казахстан столкнулся с беспримерным всплеском террористической активности. Невзирая на то, что в Казахстане никогда не было реальных традиций исламского экстремизма, в текущем году вышло, по последней мере, 6 террористических инцидентов, повлекших за собой людские жертвы. Вылазки террористов имели место пока исключительно в южных и западных регионах республики, отличающихся непостоянностью в социальной сфере, более низким, по сопоставлению с северными и восточными районами Казахстана, уровнем жизни.

Самым серьёзным террористическим актом, произошедшим в Казахстане, стала вылазка фанатика-одиночки Кариева в южноказахстанском городке Таразе (бывшем Джамбуле), который за 4 часа террористического ужаса 12 ноября, свободно передвигаясь по городку и успев обстрелять здание местного КНБ из гранатомёта, убил семерых человек, посреди которых было пятерых служащих силовых органов, и ранил ещё троих. Бесноватого фанатика удалось нейтрализовать только благодаря геройским действиям капитана дорожной милиции Байтасова, накрывшего взорвавшегося безумца своим телом, в итоге чего удалось избежать смерти большего количества людей. О действиях Байтасова сообщается в официальном заявлении Генпрокуратуры Казахстана о раскрытии теракта в Таразе: «Капитан милиции Байтасов, будучи тяжело раненным в грудь, задержал правонарушителя, обхватив его и повалив на землю. В этот момент Кариев произвел самоподрыв гранатой РГД-5. В итоге капитан Байтасов и правонарушитель Кариев погибли на месте».

Политолог Расул Жумалы: «События в Таразе – традиционное проявления терроризма … самыми небезопасными тут являются юг и запад республики … там действуют салафитские секты… ситуацию усложняет высочайший уровень безработицы». Действия в Таразе подтвердили всю серьёзность препядствия, и об опасности терроризма в Казахстане, в конце концов, заговорили всерьёз, в том числе и на официальном уровне.

В том, что джихадизм просочился в Казахстан, нет полностью ничего необычного. Казахстан подвергается угрозы его распространения сначала в силу собственного географического положения. Республика окружена государствами, в каких с джихадизмом знакомы, к огорчению, уже издавна. Русская Федерация – тому не исключение. Южный Казахстан – на самом деле, часть Средней Азии, соседствующей с Афганистаном. Западный Казахстан, являющийся частью прикаспийского региона, борьба за который на данный момент остра как никогда, соседствует с русским Северным Кавказом. В этой связи некие специалисты связывают наращивание террористической активности в Казахстане с развитием процесса евразийской интеграции. Разумеется, что усиление активности исламистов в Казахстане призвано не допустить углубления интеграции Казахстана с Россией, также дестабилизировать примыкающие регионы Рф. Кому это прибыльно, мы догадываемся.

Невзирая на всю значимость опасности распространения мыслях джихадизма, быстрой радикализации всего мусульманского населения Казахстана, непременно, не произойдёт. Причина этого ординарна: казахам не характерна религиозная восприимчивость. Ревностный ислам не в их традициях. Вот поэтому их разум не просто затуманить псевдоисламскими мыслями. Будучи мусульманами, казахи почти во всем сохранили собственный доисламский старый склад ума, основанный на тенгрианстве (религии старых тюрок и монгол). В Казахстане ислам никогда не оказывал существенного воздействия на общественно-политическую обстановку, как следует, и у псевдоисламских сект также нет шансов на то, чтоб овладеть мозгами большинства, как это вышло, к примеру, в Афганистане.

Все же, времена изменяются. В Казахстане подросло новое поколение, воспитанное в атмосфере, коренным образом отличающейся от той, что была при СССР. Конкретно за его разумы на данный момент и разворачивается основная борьба. Очень многим представителям последнего поколения казахов уже незнакомы русские эталоны дружбы народов, многие юные люди совсем не сравнивают себя с огромным «нашим народом», продолжающим быть единой семьёй, говорящем на одном языке, языке Пушкина и Достоевско
го, исповедующем общие ценности, имеющем общие задачки и общее будущее. Беря во внимание быстро снижающийся образовательный уровень титульной молодёжи из провинции и усиление процессов её маргинализации, у конструктивного ислама все есть шансы отыскать новых приверженцев конкретно в молодёжной среде. В этом заключается ещё одна общая неувязка Казахстана и Рф. Ситуация в молодёжной среде на Северном Кавказе почти во всем припоминает положение вещей в казахской глубинке: юным людям, не имеющим достойного образовательного уровня, просто нечем заняться, они озлобляются и уходят в криминал. Массовым явлением это пока не стало, но тенденция к маргинализации значимой части молодёжи – налицо.

С другой стороны в конкретный ислам уходят иногда и некие очень неглупые юные люди, получившие не одно образование, имеющие огромные карьерные перспективы. К примеру, грустно узнаваемый Саид Бурятский был очень образованным человеком и стршным фанатиком сразу. Хотя, возникновение схожих личностей – парадокс быстрее психиатрический, чем общественно-политический. Все же, известные политологи и видные религиозные деятели Казахстана, представляющие обычный ислам, наперерыв говорят о том, что существующую в республике тенденцию к бесконтрольному обучению молодежи за рубежом, в том числе и в учебных заведениях салафитского толка, где их учят «чистому исламу», нужно пресечь как можно быстрее.

Вроде бы то ни было, неувязка религиозного экстремизма – вначале неувязка духовно-интеллектуального плана. Борьба с этим злом должна начинаться ещё за школьной скамьёй, когда личность человека только начинает формироваться. В таком сложном с религиозно-этнической точки зрения регионе, каким является Казахстан, задачкам духовного развития личности должно уделяться сильно много внимания. В этом смысле и русское, и казахстанское общество очень далековато от совершенства. Все дело в отсутствии одного идейного подхода к воспитанию молодёжи на нашем общем пространстве. На замену пионерии и комсомолу у нас или не пришло ничего, или появились уродливо-показушные формы организации молодёжи: «Наши», ваши, молодёжные «крылья» правящих партий, не несущие в плане эталонов ровно ничего, не считая тошнотного пиара.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,102 сек. | 11.26 МБ