Механизм возникновения неврозов и реактивных состояний у дошкольников-2

Тренировать тормозной процесс у ребенка надо очень медленно и постепенно. Запрещать ребенку надо лишь те поступки, которые действительно недопустимы, нетерпимы в обществе и вызвали бы резкое порицание и отпор, если бы их совершил взрослый человек. Поясним примером. Детям очень часто запрещают разговаривать во время еды. Казалось бы, это разумно: разговор отвлекает от еды, при разговоре пища может попасть в дыхательное горло или вывалиться изо рта и т. п. Однако нам кажется, что такое запрещение неправильно уже только потому, что мы не осуждаем взрослого, разговаривающего во время еды, поэтому ребенок воспринимает подобное запрещение как несправедливое: «Сами говорят, а ему запрещают». Другое дело, если ребенок хватает пирожное с тарелки соседа. Это мы осудили бы и у взрослого и поэтому должны запрещать и ребенку.
Срыву тормозного процесса и развитию безудержности у ребенка способствует и частое применение столь излюбленных в некоторых семьях и особенно в детских садах наказаний, «истязающих тормозной процесс», т. е. связанных с длительным лишением ребенка свободы и подвижности (ставят в угол, сажают на стул, не пускают гулять и т. п.). Частое применение таких воздействий приводит к повышению нервной возбудимости и к агрессивности поведения. Всем известно, что, если хотят сделать собаку злой и возбудимой, ее сажают на цепь. Отсюда и взялось выражение «цепной пес» как яркое определение тех черт характера, к которым приводит длительное лишение свободы и подвижности.
Невроз может возникнуть у ребенка, при «сшибке» возбуждения и торможения — когда одно и то же событие или поступок сопровождается и положительными и отрицательными переживаниями.
Например, срыв может произойти, когда один и тот же поступок ребенка вызывает поощрение одного и порицание другого родителя. Или когда дома разрешают то, что запрещают в детском саду (подробнее на единстве требований и оценок в семье и детском саду мы специально остановимся в XIII главе этой книги). Нередко бывает и так: сегодня отец или мать в хорошем настроении и, увидав, как ребенок кувыркается на диване, добродушно хвалит его: «Да ты настоящий физкультурник, олимпийцем вырастешь!» А завтра отец чем-то расстроен и при виде ребенка, снова вскочившего на диван, раздраженно кричит: «С ногами на диван лезешь? Пошел вон, шалопай!»
Казалось бы, недопустимость нарушения единства требований всем понятна и на этом можно было бы не останавливаться. Однако нередко это нарушение происходит в скрытом Для родителей и воспитателей виде, и поэтому оно тем более опасно.
Разберем это на одном примере.
Ко мне на консультацию мать приводит своего четырехлетнего сына. Несколько смущенная, она говорит, что, хотя сама врач-педиатр, даже с ученой степенью, и тем самым, казалось бы, хорошо знакома с причинами нервности у детей и методами их предупреждения, она никак не может сладить с собственным сыном. «Или он такой нервный, или такой капризный, но никакие методы воздействия на него не помогают. Одни дети поддаются ласке, другие — строгости. С моим ничего не выходит: я с ним лаской — он не слушается, становлюсь строгой — ведет себя еще хуже. Вот один из примеров. В буфете стоит ваза с конфетами. Гена, не спросив разрешения, забирается туда и берет конфеты. Я вначале пробовала не обращать внимания, думала сам прекратит, объясняла ему, что этого делать нельзя, что так поступать нехорошо, наказывала и даже шлепала — ничто не помогает. Начнешь отнимать конфеты — кричит, бьет ногами, сладу нет. И так во всем, Вот и привела его к вам».
На первый взгляд может показаться, что мать права: Гена действительно особенно трудный, нервный ребенок, на которого никакие воздействия не оказывают влияния. Но это не так. Таких детей почти нет. Если воздействие не оказывает на ребенка необходимого влияния, значит, что-то было сделано не так, как надо.
Для того чтобы понять, почему «ни добром, ни злом» не удавалось исправить Гену, я расскажу, как специально вызываются в лабораторных условиях неврозы у собак (опыты сотрудника И. П. Павлова М. К. Петровой и ряда других физиологов). Можно вызвать невроз у собаки разными путями. Рассмотрим здесь один из способов (в несколько схематизированном виде), имеющий непосредственное отношение к пониманию поведения Гены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,302 сек. | 17.83 МБ