Механизм возникновения неврозов и реактивных состояний у дошкольников

Отчего происходит нервный срыв, каков его физиологический механизм?
И. П. Павлов и его ученики как в экспериментах на животных, так и в наблюдениях над людьми установили, что невроз обычно развивается при перегрузке процесса возбуждения, при перегрузке тормозного процесса или при перенапряжении их подвижности, т. е. «сшибке» возбуждения и торможения.
Разберем роль этих трех механизмов в возникновении невроза у ребенка.
Перегрузка процесса возбуждения считается самой частой причиной нервности ребенка. Она может возникнуть, когда маленький ребенок получает слишком большое количество новых и сильных впечатлений, которые он не может переварить, или когда ребенка школьного возраста перегружают занятиями, не оставляя достаточно времени для отдыха.  Особенно легко перегрузка процесса возбуждения возникает при неприятных или страшных впечатлениях. Поэтому нервность чаще развивается у детей в семьях, где им приходится быть свидетелями конфликтов и ссор между взрослыми, когда на них постоянно кричат, их ругают, им грозят, если дети постоянно находятся под страхом наказания за какой-либо случайный проступок.
Когда обычно спокойный ранее ребенок становится нервным (начинает часто плакать или злиться, бояться или капризничать, заикаться или подергиваться, плохо спать или кричать во сне), почти всегда родители и воспитатели указывают, что это произошло после каких-то сильных впечатлений, испуга. На первый взгляд все кажется совершенно ясным: нервная система малыша еще слаба, не окрепла, и поэтому резкие, особенно пугающие впечатления оказываются непосильными и вызывают тот или иной нервный срыв.
Казалось бы, и теория и опыт показывают, что именно потрясение, испуг и являются причиной развития нервности у ребенка. Это положение безоговорочно признавалось всеми: и родителями, и воспитателями, и врачами.
Отсюда само собой вытекали практические выводы, что для предохранения ребенка от нервного срыва надо его, насколько возможно, оберегать от всяких резких раздражений и впечатлений, а если нервность уже возникла, создать нервному ребенку спокойный режим: прекратить приток новых впечатлений, ни в чем не перечить ему, ни за что не наказывать, чтобы дополнительно не перегружать нервную систему.
Однако если мы попробуем глубже вдуматься в то, что происходит в этих случаях, и внимательнее присмотреться к тому, что мы видим в жизни, мы обнаружим, что причина нервного срыва другая и, следовательно, иными должны быть предупреждение и лечение так называемых реактивных нервных состояний у детей.
Если мы вдумаемся в то, что же вызывает нервный срыв, так называемое реактивное состояние у взрослого, то убедимся, что он возникает не от силы или характера воздействия, а от того, какое сигнальное значение оно имеет. Поясним примером. Как указывает А. М. Свядощ, вид горящего здания сам по себе никогда не вызовет невроза, но если человек знает, что в огне гибнут близкие ему люди, у него легко может развиться стойкий реактивный невроз. Иначе говоря, нервный срыв может возникнуть от какого-то резкого воздействия лишь у того человека, который по предыдущему личному или чужому опыту знает, что это воздействие может грозить ему тяжелыми последствиями.
У ребенка-дошкольника личный жизненный опыт еще очень мал, малыш еще не представляет себе, чем ему грозят те или иные действия, и поэтому дети обычно намного «смелее» и беспечнее взрослых. Вы хорошо знаете, как трудно удержать их от лазания по деревьям, игры со спичками и тому подобных поступков, опасных последствий которых они не осознают.
Об опасности, которая им грозит в том или ином случае, дети узнают обычно от взрослых или понимают, что она есть, когда видят страх у окружающих их лиц.
Наблюдения показали, что причины, вызывающие нервный срыв у детей, обычно крайне незначительны: один стал заикаться после того, как увидел в цирке медведя, у другого возник невроз, когда он испугался размахивающего руками пьяного, у третьего — когда из-под шкафа выскочила мышь.
Между тем любой ребенок (в том числе и дети, у которых возник невроз) до этого неоднократно испытывал несравненно более сильные потрясения (ушибы, ожоги, наказания, укусы животных и т. п.), вызывавшие лишь плач без всякого нервного расстройства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,181 сек. | 11.43 МБ