Механизм возникновения неврозов и реактивных состояний у дошкольников-1

У собаки вырабатывается обычный условный рефлекс: звенит звонок, и после звонка в кормушке оказывается кусок мяса. Собака быстро привыкает на звонок совать морду в кормушку за мясом. Затем у нее начинают вырабатывать дифференцировку (различение). Дается другой, не похожий на звонок звук, например трещотки. Услышав какой-то звук, собака сует морду в кормушку. Но на этот раз в ней нет мяса, а собаку больно ударяют палкой по морде. Так происходит каждый раз: после звонка в кормушке оказывается мясо, а после звука трещотки мяса нет и собака получает удар палкой по морде. Через некоторое время собака начинает прекрасно различать звуки и соответственно действовать: на звонок она радостно бежит к кормушке и поедает мясо, на звук трещотки она к кормушке никогда не подходит, зная, что, кроме удара палкой по носу, ее там ничто не ждет. Собака остается здоровой и спокойной.
Теперь берется та же или другая собака и у нее искусственно вызывают невроз. Звенит звонок и после этого в кормушке оказывается мясо; через некоторое время такой же звонок, но уже мяса в кормушке нет, а собаку ударяют по носу палкой: затем на звонок снова мясо, потом на звонок — палка и т. д., и происходит это не в какой-либо последовательности, а как попало, так что собака никак не может предугадать, что произойдет, если она, услышав звонок, сунет морду в кормушку: получит ли она приятное — мясо или болезненное — удар палкой. И вот у собаки происходит тяжелый нервный срыв: нарушается сон, аппетит, собака перестает подчиняться хозяину, кусает его, и, если продолжать подобный эксперимент, у собаки появляются язвы, нарушается работа внутренних органов, и все это произошло потому, что мы искусственно создали ситуацию, при которой один и тот же поступок (сование морды в кормушку после звонка) приводит то к полезным для организма — приятным, то к вредным — неприятным последствиям.
Вернемся к четырехлетнему Гене и вдумаемся, как на практике осуществлялись разнообразные по характеру воздействия, применяемые к нему с целью отучить его брать без спросу конфеты из вазы (или от какого-либо другого поступка). Сегодня он взял конфеты — мать не обратила на это внимания и он получил за свой поступок награду — конфеты, которыми беспрепятственно полакомился. Естественно, что и завтра он снова самовольно берет конфеты из вазы, но тут мать у него конфеты вырывает и наказывает, т. е. тот же поступок кончается для него неприятностью. На третий день мальчик уже неуверенно берет конфеты, не зная, что за этим последует. Но мать, считая, что нельзя каждый день наказывать ребенка, на этот раз прощает ему озорство. Тогда на четвертый день он без колебаний хватает из вазы конфеты, а мать заявляет, что с сыном уже нет никакого сладу, и сурово наказывает его.
Итак, за один и тот же поступок (взял без спросу конфеты из вазы) следует то награда (сладкое), то наказание. Ребенок продолжает брать конфеты без спросу, а если их у него отбирают, кричит, бьёт ногами, потому что вчера это позволялось, а сегодня запрещается. Так было и в других случаях. Таким образом, мать-врач, сама того не подозревая, вызвала у ребенка тяжелый невроз по тому же механизму, по которому вызывался невроз у подопытной собаки.
Мать, конечно, быстро поняла свою ошибку. Было точно определено, что следует разрешать и что запрещать Гене. Например, небольшая вазочка с конфетами была поставлена на его детский столик, и оттуда конфеты ему брать не запрещалось, а попытка взять конфеты из буфета каждый раз пресекалась. Через некоторое время Гена уже не пытался делать недозволенное, так как это никогда не приносило ему ничего хорошего. Постепенно у него исчезли и все нервные проявления.
В этой главе говорилось о трех основных механизмах возникновения нервных проявлений у ребенка.
Вид невроза зависит не от того, какой физиологический механизм — перенапряжение возбуждения, торможения или их сшибка — его вызвал, а от сочетания трех основных факторов: типа нервной системы ребенка, ошибок воспитания и жизненных конфликтов (когда человек не может приспособиться к условиям жизни или они его не устраивают).
Существуют три основных вида невроза: истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний (разновидность его — психастения). Каждый из них возникает при своеобразном сочетании трех вышеуказанных факторов. На рассмотрении причин этих неврозов и тех условий, которые их вызывают в дошкольном возрасте, мы и остановимся в следующих главах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,111 сек. | 11.4 МБ