Минеральная вода в борьбе с недугами-3

От греков римляне взяли и развили дальше метод прогревания горячим воздухом, так сказать сухой парилки. На протяжении многих веков этот метод назывался «римской банею» (кстати сказать, от более позднего метода сухого прогревания, получившего название «сауна», что по-фински значит «баня», римский отличается медленным переходом от холодного купания к горячему прогреванию и меньшей контрастностью температур).
От греческого слова «терме», которое прижилось и в латинском языке и означает «пар», «жар», римские горячие бани стали также называться термами.
От того же слова «терме» горячие минеральные воды стали называться термальными. К этой категории относятся те подземные воды, средняя температура которых выше средней годовой температуры данной местности. Надо сказать, что не все исследователи сходятся на таком определении. Некоторые называют термальными источники, имеющие температуру выше 20° С. Если температура минеральной воды превышает 37° С, то такие термы называются абсолютными.
Таким образом, все источники Карловых Вар принадлежат к числу абсолютных терм. Абсолютными являются также многие источники Северного Кавказа, где температура минеральной воды достигает 50° С.
По другим методикам, минеральные воды делятся на холодные (до 20° С), теплые (20—35°), горячие термальные (35—42°) и очень горячие, или высокотермальные (свыше 42°).
Когда под властью Древнего Рима оказались другие земли Апеннинского полуострова, римляне обнаружили, что во многих местах люди также пользовались минеральными источниками в лечебных целях. Так, к серным источникам для лечения прибегали этруски, населявшие северные районы полуострова.
Широко практиковались минеральные лечения в Кампании. Некоторые города этой провинции, расположенные близ вулкана Везувий и особо богатые термальными источниками, на рубеже старой и новой эры стали излюбленными местами отдыха и лечения римлян. Как пишут нынешние исследователи, «столичные жители приезжали сюда «на воды», как теперь в Баден-Баден или Карловы Вары». Было в достатке жилищ для проживания и арен с гладиаторами для развлечения.
«Кампания феликс» — счастливая Кампания — назывался этот край до 23 августа 79 года нашей эры, когда взорвавшийся Везувий похоронил под грудами камней и пепла прославленные курортные города—Помпею, Геркуланум и Стабию.
В Геркулануме погиб крупный ученый и писатель Плиний Старший. Описание его гибели, содержащееся в письмах Плиния Младшего, стало одним из наиболее острых и глубоких свидетельств той трагедии. А труды самого Плиния Старшего донесли некоторые характеристики применявшегося римлянами водолечения. По его словам, в Риме в течение 600 лет не знали другого метода, кроме лечения водой.
Среди приемов водолечения Плиний называл и использование минеральной воды, а также грязи минеральных источников.
В целом в римских землях в пору расцвета государства было около 80 поселений, где применяли в лечебных целях минеральные воды.
Римские легионеры и переселенцы создавали купальни на термальных источниках и во многих других завоеванных землях. Возведение ванн, купален считалось одним из элементов быта, совершенно необходимым с точки зрения сохранения здоровья. В течение веков стали складываться лечебные центры у крупных источников минеральных вод в разных странах. Эти центры позже получили названия Виши, Баден, Висбаден, Баден-Баден, Ахен.
Доставшись христианам от римлян-язычников, водные лечебницы не были отвергнуты духовенством. Более того, в пору средневековья они пользовались покровительством церкви, над частью из них был установлен патронат «святых».
С XVIII века в оборот входит понятие «курорт» (от немецкого «кур» — лечение и «орт» — место), которым стали обозначать местность, где осуществляется лечение под воздействием природных оздоровительных факторов.
Лечебницы у минеральных источников сразу же заняли доминирующее место в курортной системе большинства стран Европы.
Так же как минеральные источники Бадена, Виши, Карловых Вар, много веков служат людям и целебные воды Северного Кавказа. Тому свидетельство не только древние кабардинские легенды о нарзане, само название которого переводится как «напиток (сано) богов» (нартов). Есть и исторические свидетельства многовековой традиции народного лечения минеральными водами в районе Пятигорска.
Еще в XIV веке арабский путешественник Ибн-Баттута поведал в своих сочинениях о горячем ключе близ Бештау. Остатки ванн, вырубленных в породе Горячих гор, показывают, как использовались в те давние времена лечебные источники Северного Кавказа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,153 сек. | 12.55 МБ