Мотивационное направление-1

Построение классификации мотивов потребления алкоголя— следующий важный шаг на пути создания психологической теории личности больного алкоголизмом. Среди отечественных авторов наиболее удачную попытку в этом отношении предпринял В. Ю. Завьялов [1981, 1986, 1988]. С помощью созданной им методики было изучено три группы мотивов потребления алкоголя. Первую из них составили социально-психологические мотивы, которые были разделены на: а) традиционные, социально и культурно обусловленные; б) субмиссивные, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы; в) псевдокультурные, выраженные в стремлении приспособить свой личный опыт к алкогольным ценностям социальной микросреды, в которой субъект функционирует. Вторую группу образовали личностные мотивы: а) гедонистические, связанные с получением эйфории, физического и психического удовольствия; б) атарактические, связанные с желанием нейтрализовать с помощью алкоголя негативные эмоциональные переживания, например тревогу, страх; в) гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффекты) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической пустоты, незанятости, душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения. В третью группу были включены собственно патологические мотивы потребления алкоголя: а) похмельная мотивация, при которой алкоголь принимается как лекарство; б) аддитивные, отражающие фиксацию в   сознании   истинного   (имеется
в виду биологического.— Т. Н. и С. Ц.) влечения к алкоголю — жажду алкоголя; в) самоповреждения — стремление пить назло себе и другим в знак протеста, из-за потери якобы перспективы в будущем, утраты смысла трезвой жизни.
На основе модели, созданной теоретическим путем, В. Ю. Завьяловым разработан опросник, позволяющий установить выраженность того или иного мотива. Факторный анализ данных, полученных с помощью этой методики, позволил интерпретировать 3 фактора. Первый из них назван аддитивным и отражает потребление алкоголя с различными мотивами психологического характера, описанными во второй и третьей группах; социальные традиции выступают при этом удобным прикрытием для реализации больными своих намерений. Второй фактор описывает больных с доминированием примитивных органических потребностей. Третий — отражает ту часть алкоголиков, у которых зависимость от нормативов и микрогруппы оказывается решающей.
В. Ю. Завьялов обращает внимание на то, что источники связанной с влечением к алкоголю мотивации могут корениться на трех различных уровнях, среди которых особое значение имеет возможность доступа с помощью алкоголя к ресурсной системе личности (силе, агрессивности, уверенности в себе) и атрибуция ответственности за этот «криминальный» доступ самому фармакологическому эффекту алкоголя.
Однако автор не сделал в своих рассуждениях важного, на наш взгляд, шага, необходимого для понимания существа влечения к алкоголю,— не представил принципиального различия между мотивацией обращения к алкоголю на психологическом и соматическом уровнях. Ведь похмельная мотивация или даже псевдоабстинентное состояние коренным образом отличаются от мотивации обращения к алкоголю в период трезвости. Конечно, нельзя отрицать, что даже при выраженной биологической «тяге» к спиртному ее опредмечивание будет зависеть также и от индивидуально-психологических и ситуационных факторов. Однако в значительно большей степени это переживание сродни голоду или жажде, т. е. органическим потребностям, которые в определенных условиях (при большой силе и наличии ограничений к удовлетворению) могут становиться влечениями. Совершенно иной механизм лежит в основе влечения к алкоголю, возникшего в результате хронической фрустрации какой-либо психологической потребности, когда обращение к алкоголю выступает в качестве средства неадекватного опредмечивания этой потребности.

В других исследованиях вопрос о мотивах обращения к алкоголю ставился многократно и решался главным образом в зависимости от теоретических ориентации авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,104 сек. | 11.4 МБ