Мотивация как фактор активности личности-3

Говоря о генезе мотивации, большинство исследователей (см.: Madsen, 1979) считают, что она развивается параллельно развитию деятельностного компонента личности. Небезынтересно провести параллель между взглядами В. Н. Мясищева на личность как совокупность отношений, представляющих главным образом потенциальные характеристики личности, и взглядом X. Хекхаузена на мотивацию как процессуально-активное явление. В свете этого сравнения напрашивается вывод, что интеграция мотивов представляет собой формирование, более близкое к пониманию личности в концепции В. Н. Мясищева. В то же время мотивация в таком виде, в каком она представлена X. Хекхаузеном, более близка к понятию деятельности личности. Следует подчеркнуть, что развитие личности характеризуется взаимными влияниями мотивации на деятельность и, наоборот, в процессе деятельности происходит как реализация имеющихся, так и формирование новых отношений и мотивов.
Мотивационный процесс, таким образом, развертывается не по каким-то спонтанным, индетермированным механизмам, как бы изнутри индивида (именно такую возможность допускает X. Хекхаузен), а в процессе его конкретных связей с обществом. В связи с тем, что психологии различных общностей отличаются друг от друга (интересы одних общностей могут не только отличаться от интересов других, но и противоречить им), мотивационная сфера человека, отражающая особенности этих общностей, может быть далеко не гармонична. Поскольку личность субъекта может отражать интересы различных общностей, в том числе и антагонистические, то мотивационная сфера одного и того же человека может быть конфликтна именно по этой причине.
В развитии мотивации могут быть выделены два основных этапа: 1) количественный — возникновение и постепенное расширение количества побуждений. Этот этап связан с познанием человеком внешнего мира и особенно интенсивен в ранние периоды развития человека; 2) качественный — оформление качественных индивидуально-психологических характеристик мотивации. Вторичность этого этапа следует рассматривать не как абсолютную, а лишь как временную, т. е. не в связи с ее содержательно-смысловым значением, а как лишь несколько отстоящую по времени начала своего развития от количественного этапа. Естественно, что со временем, по мере накопления личностью опыта в различных видах деятельности то, что является прерогативой второго этапа развития мотивации, может и, как правило, оказывается более значимым для личности, чем то, что сформировалось на первом этапе.
При изучении формирования и развития мотивационной сферы следует учитывать многомерность и многоуровневость связей человека с другими людьми и с различными обстоятельствами. На развитие личности влияют не только те люди, с которыми непосредственно контактирует субъект, но и те, которые связаны с ним через «третьи» лица. Мотивация, формируясь на протяжении жизни человека, приобретает социально-исторический характер. В содержании мотивационной сферы, и в частности в мотивации человека, отражаются прежде всего общественные потребности, носителями которых являются как отдельные люди, так и целые социальные группы: семья, трудовой или учебный коллектив и т. д.
Одним из основных структурных элементов мотивации является такая ее характеристика, как мотивационное поле, которая указывает на степень напряженности, пристрастия и заинтересованности человека, стремящегося к достижению определенной цели. Мотивационное поле представляет собой своеобразную пространственную характеристику мотивации, которая детерминирует размах, объем и интенсивность деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,150 сек. | 11.43 МБ