Мотивация как фактор активности личности-4

Советская психологическая школа в трактовке понятия мотивации последовательно стоит на материалистических позициях в отличие от субъективно-идеалистических воззрений, которые принадлежат видным исследователям этой проблемы за рубежом. Так, например, 3. Фрейд рассматривал мотивацию как динамически энергетическое понятие, основываясь на своих представлениях о том, что основной движущей силой в поведении и деятельности человека являются гедонистические и агрессивные влечения, обусловленные функцией бессознательного. Таким образом, 3. Фрейд по существу выхолащивал из понятия мотивации его содержательную сторону и разрывал связь мотивации с сознанием, личностью, отрицая социально-психологическую и историческую обусловленность мотивации, т. е. объективную ее сторону.
В других исследованиях (Allporf, 1924) мотивация поведения личности связывается с наличием у человека потребности в представлении воображаемого будущего. При этом данная черта («трайт», по терминологии Г. Олпорта) является врожденной и определяет все поведение человека. В тех случаях, когда она выражена слабо (по каким-либо генотипическим или паратипическим причинам), происходит снижение жизненного напряжения и, следовательно, утрата через это жизненной активности.
Мотивация, по Ж. Нюттену (Nuttin, 1953), состоит в непрерывной активности и селективности, не только определяющей направленность поведения и его устойчивость в изменяющихся условиях, но и обеспечивающей выбор именно того направления действий, которое в наибыстрейшей степени способствует достижению цели. Ж. Нюттен, если и не в полной мере различает понятия мотива и мотивации, то, во всяком случае, подчеркивает специфичность тех мотивов, которые обладают наибольшей стимулирующей и активизирующей силой. Он полагает, что именно актуальный мотив (в этом сходство с позицией А. Н. Леонтьева и его термином «мотив-стимул») — это конкретная форма, которой обладает потребность в данных условиях. Генез таких актуальных мотивов Ж. Нюттен связывает с процессом обучения и с социальным опытом.
Несколько более подробного рассмотрения заслуживает позиция X. Хекхаузена, разделяющего понятия «мотив» и «мотивация». Сущность этого разделения состоит в следующем. Мотивация — это активный процесс, в основе которого лежит реализуемое побуждение. Этот процесс определяет выбор тех или иных действий, ведущих к цели. Особое значение при этом принадлежит регулирующей функции мотивации, определяющей целенаправленность действия, активизирующей это действие, систематически и последовательно продвигающей его вперед— к цели. Главная черта мотивации — актуальное, действенное, стимулирующее начало. Мотив же, по мнению автора,— это потенциальная характеристика, потенциальное состояние, определяющее прежде всего напряженность субъекта, его потребностный потенциал. Таким образом, мотив рассматривается как целевая диспозиция, а мотивация — как процессуально-активное явление. Мотивация, следовательно, становится одним из непосредственных компонентов процесса поведения, осуществляющих саморегуляцию. Мотивацией объясняется выбор между различными действиями и их изменение в процессе деятельности по достижению цели, а также избирательность восприятия, вариативность мышления, волевое предпочтение и другие психические процессы и функции. Мотивационно-волевыми характеристиками человека объясняется упорство и интенсивность его действий в процессе достижения цели. Следует различать понятия «конфликт мотивов» и «мотивационный конфликт». Мотивационный конфликт — это конкуренция, возникающая в процессе выбора тактики действий, при уже осуществляющейся деятельности, когда решение принимается в ходе самой деятельности. В свою очередь, конфликт мотивов предшествует деятельности; собственно, до тех пор, пока существует конфликт мотивов, само действие не начинается. Начало деятельности относится к моменту завершения борьбы мотивов, когда один из них становится ведущим, решающим, когда стратегия поведения уже определена и нерешенными остаются лишь тактические вопросы, зависящие в основном от мотивации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,144 сек. | 17.26 МБ