Навязчивые состояния у детей-4

Другой ребенок испытывал непреодолимый и на первый взгляд непонятный страх перед открытым окном и ни за что не соглашался оставаться в комнате, когда открывали окно. Оказалось, что когда-то, когда они жили на даче, через открытое окно влетела птица, стукнулась о стекло зажженной керосиновой лампы, разбила его, вспыхнула и сгорела; естественно, что такое зрелище потрясло ребенка, хотя он сам о нем забыл, так как был еще очень мал.
Таких примеров можно было бы привести немало: трехлетняя девочка, уколовшись иголкой, случайно забытой в плюшевом мишке, боится всех мягких игрушек; пятилетний мальчик, напуганный пьяным дебоширом с гармошкой, боится звука гармони.
Бывает, что навязчивый страх возникает и в результате прямой воспитательной ошибки.
Под нашим наблюдением находится сейчас уже взрослая женщина, с детского возраста страдающая тяжелой мизофобией, т. е. навязчивым страхом загрязнения. Она боится касаться ручек дверей, пожимать руки знакомым, срезает корки с купленного хлеба, и все это из-за страха загрязнения и заражения. Этот страх был ей привит с детства бабушкой, которая бесконечно запугивала внучку «заразой» и «микробами».
Бабушкины поучения упали на «благодатную» почву слабого и инертного типа нервной системы девочки и закрепились столь прочно, что никакое лечение уже не помогает, и вся жизнь этой молодой женщины оказалась искалеченной.
В большинстве случаев навязчивые страхи у детей со временем сами проходят, так как неподкрепляемые условнорефлекторные патологические связи постепенно ослабевают и размыкаются.
Особенно прочными и стойкими страхи становятся в тех случаях, когда родители или воспитатели сосредоточивают на них внимание ребенка. Если навязчивые состояния ребенка вызывают испуг у родителей, это резко усиливает и закрепляет его страх.
Не надо угрозами или наказаниями пытаться преодолеть навязчивый страх ребенка или действовать по поговорке «клин клином вышибают», например, ребенка, боящегося темноты, запирать в темной комнате в расчете на то, что он привыкнет к темноте. Такие меры никогда не излечивают ребенка от страха, а лишь дополнительно тяжело травмируют его психику.
Однако не лучше, если родители впадают в другую крайность и создают ребенку из-за его страхов особые условия: ласкают его больше, чем других детей, все разрешают и прощают. В этом случае навязчивый страх, как и всякое другое нервное расстройство, если оно приносит выгоду, прочно закрепляется. Об этом мы выше уже подробно говорили.
Если навязчивый страх прочно закрепился и не имеет тенденции к самопроизвольному исчезновению, нужно применять специальные меры, чтобы избавить от него ребенка. Чаще всего этого удается достигнуть, либо постепенно приучая ребенка к пугающему его явлению, либо путем связи его в сознании ребенка с приятным переживанием.
Четырехлетняя девочка, напуганная бородатым мужчиной, испытывает непреодолимый страх перед любым человеком с бородой. С ней нельзя было ездить в трамвае, заходить в магазины и т. п., так как, если случайно встречался бородатый, она поднимала крик и в ужасе пыталась убежать. Пришлось отцу девочки, которого она очень любит, отпустить бороду. Девочка каждый раз с нетерпением ждала отца с работы, бросалась к нему, ласкалась, играла с ним и постепенно, даже не заметив этого, привыкла к отрастающей у него бороде, а затем перестала бояться и других бородатых мужчин.
Другая семилетняя девочка боялась коз. Мать девочки рассказала, что в раннем детстве за девочкой погнался козел и страшно напугал ее. С тех пор жизнь стала для девочки мучением, так как в поселке было очень много коз. И хотя девочка уже подросла и сама понимала абсурдность своего страха, преодолеть его она не могла. По нашему совету ей подарили совсем маленького козленочка, за которым она стала сама ухаживать, очень привязалась к нему и, когда он постепенно вырос и превратился в козла, перестала бояться и других коз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,104 сек. | 12.42 МБ