Как одурачить ракету: военные технологии на штатских самолетах

Как обмануть ракету: военные технологии на гражданских самолетахВесной, когда пошли 1-ые сообщения о разграбленных складах ливийской армии, появилось предположение, что некая часть орудия оттуда пойдет не на борьбу с имеющейся властью. Тогда же ливийский засол в Рф Амер аль-Араби Гариб выразил беспокойство в связи с возможностью попадания этого орудия в руки террористов. Сначала октября представители ПНС Ливии заявили, что некое количество различного орудия вправду пропало. И посреди остального со складов были украдены переносные зенитно-ракетные комплексы. За последние 25-30 лет Ливия купила около 20 тыщ комплектов ПЗРК русского и болгарского производства. Из их примерно 14 тыщ были применены, повреждены либо уничтожены, а в руках повстанцев на данный момент находится всего около тыщи «труб» с ракетами. Судьба еще 5 тыщ ПЗРК неведома – они пропали безо всяких следов. Всего же, по оценкам американских разведчиков и аналитиков, в мире на данный момент спрятано и ожидает собственного часа порядка полутора сотен тыщ незарегистрированных переносных ЗРК практически всех выпускавшихся типов.

Цифра, как минимум, не веселая – пропавшие ракеты могут показаться где угодно и когда угодно. При этом слово «угодно» в этом случае относится к очень неблагонадежным персонажам. К тому же не следует забывать, что ПЗРК могут быть использованы не только лишь в военных конфликтах, да и против штатских воздушных судов. В таком случае навряд ли получится обойтись без жертв – даже оборудованные особыми системами противодействия военные самолеты не всегда могут уйти из-под атаки зенитной ракеты: большая часть сбитых в Афганистане Су-25, например, пошли на счет ракет «Стингер». В журнальчике Journal of Electronic Defense в свое время даже горько пошутили по этому поводу: «Что такое, длинноватое, тонкое, горячее, как ад и летает вдвое резвее звука? 5 секунд на ответ. За верный полагается самый дорогой приз — жизнь». Что все-таки гласить об авиалайнерах. Все же, выработки по теме противодействия переносным ЗРК есть и повсевременно совершенствуются.

Практически все современные ПЗРК, за редчайшим исключением, имеют инфракрасную головку самонаведения (ИКГСН). Таковой выбор обусловливается сравнительной дешевизной ИКГСН и ее компактностью. К тому же, в отличие от радиолокационной головки, инфракрасная просит меньше электричества и не нуждается в больших томных батареях. Таким макаром, для борьбы с ПЗРК довольно систем инфракрасного противодействия.

Самый обычный их вид – неверные термические цели (ЛТЦ), они же термические ловушки. ЛТЦ представляют собой маленькие коробки с горючим веществом или просто шашки из него. В случае угрозы летательный аппарат выстреливает их из особых пусковых установок. Зенитная ракета «видит» ЛТЦ, более жаркую, чем выброс движков самолета/вертолета и перенацеливается на нее. Ловушка после отстрела уходит в сторону от летательного аппарата и, соответственно, уводит от него ракету. Недорого и просто. Но с ЛТЦ с течением времени научились биться. Как конкретно – позднее.

2-ой вариант борьбы с инфракрасными системами наведения – станции оптико-электронных помех (СОЭП). Они ничего не отстреливают, но работают более отлично. Рабочий элемент СОЭП смотрится последующим образом: на корпусе воздушного судна размещается типичный фонарь. Снутри него размещены инфракрасная лампа соответственной мощности и крутящийся отражатель-прерыватель, практически как в авто мигалке, но с более сложной конфигурацией прорезей. За счет вращения прерывателя излучение лампы в инфракрасном спектре «выглядит» для ракеты так же, как и излучение мотора. Таким макаром, ракета «видит» не одно малеханькое пятно мотора, а гигантскую засветку во все поле зрения. Как итог, ракета теряет цель, уходит в сторону и по прошествии определенного времени самоуничтожается. С такими системами разработчики ракет тоже научились разбираться, но до того они были довольно действенными – из 563 «Стингеров», выпущенных по вертолетам Ми-24 в Афганистане, собственной цели достигнули всего 18. При этом ни одна из этих ракет не поразила вертолет в высшую часть, где и стоял излучатель СОЭП «Липа».

Как обмануть ракету: военные технологии на гражданских самолетахВ процессе развития ПЗРК были освоены новые материалы для детекторного узла. Благодаря этому удалось двинуть рабочую область диапазона головок: ранее они работали на длине волны в 1-3 мкм, сейчас же стали на 3-5 мкм. Сдвиг рабочей области был изготовлен не просто так. В средней части ИК-диапазона наблюдается более массивное излучение от движков летательных аппаратов. К тому же излучение с длиной волны в 3-5 мкм практически во всех случаях видно во всех ракурсах и наименее подвержено затуханию либо забиванию помехами. Также новые ИКГСН стали оснащать системами остывания (сначала водянистым азотом), как для общего увеличения эффективности работы головки, так и для уменьшения количества термических шумов. Все эти меры дозволили сделать ракеты всеракурсными, также прирастить дальность захвата цели. Для ПЗРК, таким макаром, очень вероятный предел захвата цели составил около 10 км, а для ракет «воздух-воздух» — еще более. Правда, эти 10 км для переносных ЗРК все-же в неком роде «лабораторная» цифра и для их требуется соответственное состояние обстановки. Все же, это уже был прорыв в технике.

Для противодействия ЛТЦ новые ПЗРК получили наименьшее поле зрения и некие электрические «умения». Уменьшение поля зрения ракеты было изготовлено из последующих суждений: ЛТЦ, хотя и выдает достаточно сильный сигнал, стремительно отлетает от самолета/вертолета. Соответственно, если уменьшить угол обзора ИКГСН, то при условии захвата цели головкой неверные цели будут пылать уже за пределами поля зрения ИКГСН и не станут ее «смущать». В то же время, головка самонаведения с наименьшим углом обзора имеет огромные шансы утратить цель при совершении ею активных противоракетных маневров, ну и новые ЛТЦ стали зажигаться резвее, поближе к самолету. Решением этой трудности стало введение в ИКГСН еще 1-го детекторного контура. При этом 2-ой контур работает на излучении с длиной малой волны в 1-2 мкм, а 1-ый как и раньше употребляет спектр 3-5 мкм. Большая часть летательных аппаратов имеют более слабенький сигнал с недлинной длиной волн, соответственно, сравнивая сигналы с обоих сенсоров, ИКГСН может найти, что конкретно она лицезреет – самолет либо термическую ловушку.

Последняя система может также противодействовать и СОЭП, т.к. движок летательного аппарата испускает в более широком спектре, чем система помех. Разработчики СОЭП, в свою очередь, стали мыслить над улучшением собственной продукции. Первой мыслью была установка более массивного излучателя на турели – в таком случае можно было защищать летательный аппарат от ракет, парящих фактически с всех направлений. Но разработки в этом направлении встали из-за отсутствия соответственного излучателя: имеющиеся работали исключительно в одном из требуемых диапазонов, но не в 2-ух сходу. В разных странах были проекты турельных СОЭП с внедрением лазера в качестве излучателя, но большая часть этих работ была свернута за сложностью, а то бесперспективность.

Как обмануть ракету: военные технологии на гражданских самолетахВсе же, осенью 2011 года удачно завершились тесты российско-испанской системы MANTA (MANpads Threat Avoidance – «Защита от угроз ПЗРК»), разработанной испанской компанией Indra Systemas S.A. и самарским ФГУП «Экран». Главный элемент MANTA – лазерная станция помех ALJS.

Процесс работы системы смотрится последующим образом: датчики типа MWS фиксируют старт зенитной ракеты и передают ее угловых координатах в вычислительный блок. Дальше вычислитель вместе с оптико-механическим блоком выслеживает перемещение ракеты и наводит на нее лазер. В подходящий момент вычислитель дает команду на включение лазера, из-за чего происходит засветка ИКГСН ракеты, и последняя больше не может продолжать атаку.

Все деяния системы выполняются автоматом, экипаж самолета участвует в ее работе только как наблюдатели: при отражении атаки в кабине зажигается соответственная лампа. В состав комплекса MANTA входят две станции ALJS – для прикрытия воздушного судна с 2-ух полусфер.

В концептуальном нюансе MANTA похожа на турельные СОЭП, н

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,140 сек. | 11.28 МБ