Как Сталин Черчиллю насолил

Как Сталин Черчиллю насолил

70 годов назад фашистский крейсер «Комет» сделал беспримерный рейд в Тихом океане, пустив на дно более 10-ка британских военных транспортов

Посреди ноября 1940 года в Тихом океане внезапно появился фашистский вспомогательный крейсер "Комет". Результаты его рейда по океанским коммуникациям вызвали шок в адмиралтействе Англии: за полтора месяца более 10-ка британских транспортов с боеприпасами, продовольствием, медикаментами были высланы на дно. Как рейдер просочился незамеченным на тихоокеанский театр военных действий? Английские спецслужбы так и не смогли ответить на этот вопрос. Разгадка потаенны, которую практически 70 лет хранили архивы НКВД-КГБ-ФСБ, оказалась внезапной: скрытно просочиться в Тихий океан фашистскому крейсеру посодействовали русские ледоколы "Иосиф Сталин", "Ленин" и "Каганович", проведя его Северным морским методом. Что стоит за этой историей — головотяпство спецов из НКВД либо спланированная акция Кремля в отношении Англии?

«Пароход без груза»

В феврале 1940 года состоялись закрытые советско-германские переговоры о проводке Северным морским методом с востока на запад около 30 германских судов, типо груженных соевыми бобами. Когда переговоры подходили к окончанию, немецкая сторона внезапно включила в перечень два "парохода без груза" — для проводки, напротив, с запада на восток.

Главморпуть выделил для проводки ледоколы "Иосиф Сталин", "Ленин" и "Каганович". Главное транспортное управление (ГТУ) НКВД СССР ввело в штат экспедиции собственного оперработника "для противодействия германской разведке и обеспечения Центра информацией о ходе плавания".

В июле 1940 года караван двинулся на восток. Один из германских пароходов сходу вызвал у русских моряков подозрение. По начальным документам он имел заглавие "Комет", но скоро по договоренности с русской стороной был переименован в "Фырол". В одном из первых же донесений оперработника в ГТУ НКВД сообщалось: "Многие члены экипажа нашего ледокола высказывают мировоззрение, что германский транспорт является военным судном, замаскированным под коммерческое. Высказывают убеждение, что особенно высочайшие борта транспорта являются надстроенными, чтоб в необходимое время они были бы опущены".

Но, оказывается, "органы" были отлично информированы о "Фыроле"-"Комете" и без этих донесений. В рассекреченных материалах имеется такая справка ГТУ НКВД: "Германский пароход "Комет" — по вахтенному журнальчику — вспомогательный крейсер, команда из 200 человек, труба переделанная, борта двойные, командный мостик бронированный. Везут: артиллерийские снаряды, торпеды… Вооружен, но орудие спрятано в трюмах". И это при договоренности о проводке кораблей без груза!

В последующем донесении оперработник докладывал: "Командование "Фырола" не прячет, что команда состоит из военных моряков. На нем раз в день проводится военный церемониал, все управление – офицеры".

Странноватая позиция НКВД

Само мало странноватым является отсутствие реакции со стороны НКВД на эти донесения. Создается воспоминание, что Центр специально не замечал устроенного германцами простого маскарада. Может быть, Кремль считал, что чем более болезненные удары получит Англия от фашистов, тем сговорчивее будет она на переговорах с СССР о разработке в Европе системы коллективной безопасности?

Косвенным доказательством того, что Кремль смотрел через пальцы на закамуфлированную проводку фашистского крейсера, является полное игнорирование муниципальными органами запоздалых попыток начальника Севморпути известного полярника Ивана Папанина остановить операцию. 25 августа 1940 года он радировал руководителю экспедиции: "Ввиду военного нрава германского парохода возвратите его назад на запад одним из ледоколов по вашему усмотрению. Два раза в денек молнируйте его позицию. Выполнение радируйте".

Но в штабе проводки решили, судя по всему, потянуть время. Папанин получил таковой ответ: "Вашу 25 не сообразили. Кого возвратить на запад: пароход либо Крэпшта (представитель посольства Германии на "Фыроле". — Авт.). Дайте объяснение".

Пока шла радиоигра в "дурач
ка", караван приблизился к незапятанной воде, и для крейсера необходимость в ледоколах практически отпала. "На предложение, — отмечается в справке ГТУ НКВД, — согласно распоряжению тов. Папанина возвратиться назад командир крейсера заявил, что он подчиняется только собственному правительству, является полновластным владельцем корабля и как отыщет необходимым, так и поступит. Если не снимете от меня собственных лоцманов, заявил он, я их высажу на сберегал в районе Биллингса либо в другом комфортном месте. И пойду по предназначению".

Скоро немцы так и поступили. Лоцманов Сергиевского и Мелехова высадили на сберегал, а в штаб проводки выслали ироническую радиограмму: "Выражаем благодарность за удачное шефство над нашим походом через Арктику".

Может быть, что наши спецслужбы и МИД допустили криминальную оплошность, за какую по тем временам кое-кому можно было заработать и "вышку". Но оргвыводов не последовало. Только Папанин "грозно" проинформировал штаб опростоволосившейся экспедиции: "13 сентября вечерком звонил лично товарищ Молотов и сделал замечание в акцентированном тоне (так в тексте радиограммы. — Авт.). Выразил недовольство, что Севморпуть не смог проследить за продвижением германского парохода от Певека и дальше". Этим странноватым упреком (при чем здесь "проследить", когда дело — в проводке военного корабля под видом коммерческого?) все "репрессии" и закончились.

Может быть, в Кремле не ведали о том, какую свинью подложил британцам Севморпуть? Никак. В декабре 1940 года основная партийная газета "Правда" сказала о германском рейдере, "оперирующем в Тихом и Индийском океанах и потопившем огромное количество британских судов". Речь шла о крейсере "Комет".

Победное рейдерство

Свою первую за этот поход потенциальную жертву — южноамериканский теплоход «Таун Элвуд» — командир «Комета» отпустил, потому что США ещё сохраняли нейтралитет и военных грузов на борту судна не было. Последующую цель, новозеландский пароход «Холмвуд», потопили артиллерией, за ранее сняв команду. Через два денька было уничтожено английское пассажирско-рефрижираторное судно «Рэнгитин». Оно отказалось тормознуть, передало в эфир предупреждение и за это подверглось артиллерийскому обстрелу, пока не затонуло. Австралийский пароход с грузом фосфатов «Трейона» подчинилось требованиям «Комета», потому его экипаж был снят, только после чего судно потоплено торпедой. Потом «Комет» расстрелял норвежский транспорт «Винни», новозеландский «Тристар», австралийские «Комата» и «Трюайдек», экипажи которых были за ранее сняты. 8 декабря "Комет» отошел к острову Эмирау и высадил там пленных.

Потом командир крейсера капитан первого ранга Роберт Эйссен разработал операцию по уничтожению промышленных и портовых сооружений на австралийском полуострове Науру. Подойдя к острову, он 27 декабря 1940 года направил туда собственных представителей для предупреждения властей с тем, чтоб избежать вероятных жертв, и сразу опасностью физического поражения пресечь вероятную попытку местных радистов выйти в эфир. Администрация Науру приняла эти условия.

"Комет" в течение часа из всех орудий обстреливал полуостров: склады, хранилища горючего, промышленные объекты по производству фосфатов. Обстрел привёл к огромным разрушениям и пожарам. Поставки фосфатов на несколько месяцев закончились.

Нападение на Науру вызвало большой интернациональный резонанс, в том числе и в Стране восходящего солнца — она тоже очень зависела от этого ценного сырья, которого навечно лишилась из-за этой акции. Правительство Стране восходящего солнца заявило, что эти деяния германского рейдера ставят под вопрос сервис германских судов в японских базах. Как следствие этого, Эйссен получил выговор от управления кригсмарине, носивший, вобщем, формальный нрав. Скоро ему было присвоено звание контр-адмирала.

В 1941 году "Комет" сделал рейды в Индийском океане, у берегов Антарктиды, потопив еще несколько британских судов. Совершив кругосветное путешествие,
"Комет" провёл в плавании 516 дней и оставил за кормой в общей трудности около 87 000 миль в четырёх океанах. 28 ноября 1941 года он с массивным охранением прошёл Ла-Манш и 30 ноября прибыл в Гамбург. Экипажу была организована
праздничная встреча, в Берлине в присутствии нацистского управления прошло чествование моряков.

Месть по-английски

После ремонта осенью 1942 года "Комет" отправился в очередной р

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,109 сек. | 11.3 МБ