Камикадзе. Божественный ветер

Камикадзе. Божественный ветер

Истинные камикадзе не были террористами. Японские летчики времен 2-ой мировой добровольно отдавали свою жизнь за родину.

19 октября 1944 года. Полуостров Лусон, основная база японской авиации на Филиппинах. Совещание командиров истребительных частей проводит вице-адмирал Ониси…

2-ух дней пребывания в новейшей должности вице-адмиралу хватило для того, чтоб осознать – ни он, ни подчиненные ему люди не сумеют выполнить тех функций, которые на их возлагаются. То, над чем Ониси принял командование, пышно именовалось Первым Воздушным флотом – но на самом деле представляло собой всего только три 10-ка затрепанных в боях
истребителей «Зеро» и несколько бомбардировщиков «Бетти». Для того, чтоб предупредить южноамериканское вторжение на Филиппины, тут был сосредоточен большой японский флот, включавший два суперлинкора – «Ямато» и «Мусаси». Самолеты Ониси должны были прикрывать этот флот с воздуха, но неоднократное приемущество противника в воздушных силах делало это неосуществимым.

Ониси сказал своим подчиненным то, что они понимали и без него – японский флот на грани катастрофы, наилучшие корабли через некоторое количество дней будут пущены на дно торпедоносцами и пикировщиками с американских авианосцев. Потопить авианосцы при помощи самолетов-истребителей нереально, даже если вооружить их бомбами. На «Зеро» нет прицелов для бомбометания, а у их пилотов – подходящих способностей. Вобщем, был один самоубийственный в полном смысле этого слова выход – истребители, снабженные бомбами, будут врезаться во неприятельские корабли! Подчиненные Ониси согласились с вице-адмиралом – другого метода покончить с южноамериканскими авианосцами у их нет. Через некоторое количество дней была сотворена «Эскадрилья особых атак Божественного ветра» – «Камикадзе Токубецу Когекитай».

Камикадзе. Божественный ветер

Самопожертвование как стратегия

На данный момент слово «камикадзе» стало понятием нарицательным, так именуют всех террористов-смертников, а в переносном смысле – и просто людей, которые не хлопочут о своей безопасности. Но реальными камикадзе были не террористы, а бойцы – японские летчики времен 2-ой мировой войны, добровольно решившие дать свою жизнь за родину. Естественно, на войне хоть какой рискует собственной жизнью, а некие даже сознательно ею жертвуют. Часто и командиры отдают приказы, у исполнителей которых нет никаких шансов остаться в живых. Но камикадзе – единственный в истории населения земли пример, когда смертники были выделены в особенный род войск и специально учились для выполнения собственной миссии. Когда в штабах разрабатывали для их стратегию, а в конструкторских бюро проектировали специальную технику…

После того, как с мыслью использования камикадзе выступил вице-адмирал Ониси, самопожертвование закончило быть инициативой отдельных летчиков и получило статус официальной военной доктрины. Меж тем Ониси всего только выдумал, как эффективнее использовать ту стратегию борьбы с южноамериканскими кораблями, которую де-факто уже применяли японские пилоты. К 1944 году состояние авиации Страны восходящего солнца было плачевным. Не хватало самолетов, бензина, но сначала – обученных пилотов. В то время, как школы в США готовили сотки и сотки новых летчиков, в Стране восходящего солнца не было сколько-либо действенной системы подготовки резерва. Если преуспевшего в воздушных боях янки здесь же отзывали с фронта и назначали инструктором (потому, кстати, южноамериканские асы не блещут огромным числом сбитых самолетов), то японец, обычно, вел войну до собственной смерти. Потому от кадрового пилотского состава, начинавшего войну, через несколько лет не осталось практически ничего. Замкнутый круг – малоопытные пилоты действовали все наименее отлично и погибали все резвее. Сбывалось предсказание погибшего к тому времени адмирала Ямамото: еще в 1941-м один из организаторов атаки на Пёрл-Харбор предупреждал,
что к долговременной войне его страна не готова.

В этих критериях и появились 1-ые примеры того, как слабообученные японские пилоты, которые не могли попасть бомбой в южноамериканский корабль, просто врезались в противника. Пикирующий на палубу самолет трудно приостановить – даже если зенитки нанесут ему огромное количество повреждений, он собственной цели достигнет.

Адмирал Ониси решил, что схожую «инициативу» можно узаконить официально. Тем паче, что боевая эффективность врезающегося в палубу самолета будет еще выше, если он начинен взрывчаткой…

1-ые массированные атаки камикадзе состоялись на Филиппинах 25 октября 1944 года. Несколько кораблей были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», – потоплен. Фуррор первых камикадзе привел к тому, что опыт Ониси решили обширно распространить.

Камикадзе. Божественный ветер

Легкая и крепкая конструкция "Зеро" давала возможность начинить самолет дополнительным грузом — взрывчаткой

Погибель – не самоцель

Скоро было сформировано четыре воздушных соединения – «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Туда воспринимали только добровольцев, ведь смерть в воздушном вылете для пилотов была обязательным условием удачного окончания боевой задачки. А к моменту капитуляции Стране восходящего солнца практически половина оставшихся в строю морских летчиков была переведена в отряды камикадзе.

Общеизвестно, что слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» – ураган, который в XIII веке сгубил неприятельский флот. Казалось бы, при чем здесь Средневековье? Но, в отличие от техники, с «идеологическим обеспечением» у японских военных все было в порядке. «Божественный ветер», как числилось, отправила тогда богиня Аматэрасу, покровительница безопасности Стране восходящего солнца. Отправила в тот момент, когда ничто уже не могло помешать завоеванию ее страны 300-тысячным монголо-китайским войском хана Хубилая. Вот и на данный момент, когда война подступила к самым границам империи, страну был должен спасти «Божественный ветер» – сейчас воплотившийся не в природное явление, а в юных юношей, желающих дать за отечество свою жизнь. В камикадзе лицезрели единственную силу, способную приостановить южноамериканское пришествие практически на подступах к Японским островам.

Соединения камикадзе могли казаться элитными по наружным атрибутам их деятельности, но не по уровню подготовки. Попавший в отряд боевой летчик в дополнительном обучении не нуждался. А камикадзе-новичков готовили даже ужаснее, чем обыденных летчиков. Их не учили бомбометанию либо стрельбе, что позволяло резко уменьшить сроки подготовки. По мысли армейского управления Стране восходящего солнца, только массовая подготовка камикадзе могла приостановить южноамериканское пришествие.

О камикадзе можно прочесть массу странноватых сведений – к примеру, то, что их не учили посадке. Меж тем совсем понятно, что если летчика не обучить посадке, то первым и последним для него станет никак не боевой, а 1-ый же учебный вылет! Вопреки всераспространенному воззрению, достаточно редчайшим явлением на самолетах камикадзе были сбрасываемые после взлета шасси, не дававшие способности приземлиться. В большинстве случаев летчикам-смертникам предоставляли обыденный изношенный истребитель «Зеро», а то и пикировщик либо бомбовоз, нагруженный взрывчаткой – и переделкой шасси никто не занимался. Если летчик во время вылета не находил достойной цели, он был должен возвратиться на военную базу и ожидать последующего задания управления. Потому несколько камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до сегодняшнего дня…

1-ые налеты камикадзе произвели тот эффект, на который они были рассчитаны – команды американских кораблей были очень испуганы. Но достаточно стремительно выяснилось, что врезаться во неприятельский корабль не так просто – во всяком случае, для летчика низкой квалификации. А уворачиваться от американских истребителей камикадзе и подавно не умели. Потому, лицезрев невысокую боевую эффективность смертников, америкосы несколько успокоились, а японское командование, напротив, было озадачено. Меж тем для камикадзе уже был выдуман таковой
самолет, который, по плану его создателей, было бы тяжело сбить истребителям. При этом создатель идеи Мицуо Ота «пробивал» проект еще до того, как были сделаны 1-ые отряды пилотов-самоубийц (что снова указывает – мысль камикадзе в тот момент носилась в воздухе). То, что было выстроено по этому проекту на фирме «Йокосука», было быстрее не самолетом, а единственной в собственном роде управляемой человеком бомбой…

Камикадзе. Божественный ветер

Сначала войны "Зеро" наводил кошмар на американских летчиков-истребителей, а позже стал суровым орудием камикадзе

Крылатая ракета с пилотом

Крохотный самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал немецкую планирующую бомбу, выдуманную в конце войны. Но это была совсем уникальная разработка. Планирующей бомбой управляли по радио с самолета-носителя, а установленные на ней реактивные движки давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтоб на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости практически 1000 км/ч. Числилось, что на этой скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Типично, что в этот период в штабах велись исследования относительно использования стратегии камикадзе и в других сферах. К примеру, были сделаны управляемые человеком торпеды, также подводные мини-лодки, которые поначалу должны были запустить во неприятельский корабль торпеду, а позже врезаться в него сами. Летчиков-смертников планировали использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские городка. Позднее появились и… сухопутные камикадзе, толкавшие перед собой телегу со взрывчаткой. Таким орудием в Квантунской армии пробовали совладать с русскими танками в 1945-м.

Но, непременно, главной целью камикадзе были южноамериканские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по последней мере, очень разрушить его
и навечно вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбовоз «Бетти», который был должен как можно поближе подобраться к американской эскадре. На расстоянии менее 30 км камикадзе пересаживался из бомбовоза в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медлительно планировать в подходящем направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя работали всего только в течение 10 секунд, потому включать их было надо в конкретной близости от цели.

Камикадзе. Божественный ветерКамикадзе отличались от других японских летчиков шелковыми комбинезонами и белоснежными головными повязками с изображением восходящего солнца

1-ое же боевое применение самолетов-бомб стало реальным побоищем. Но жертвами были никак не экипажи американских кораблей, а японские летчики. Необходимость подлетать к цели достаточно близко
делала бомбардировщики-носители очень уязвимыми – они входили в зону деяния палубных истребителей авианосцев и здесь же сбивались. А совершенные радиолокаторы, имевшиеся в то время у янки, позволяли найти приближавшееся соединение противника, будь то группа камикадзе, носители самолетов-бомб, обыденные бомбовозы либо торпедоносцы. Не считая того, как выяснилось, разогнавшаяся под действием ускорителей крылатая ракета плохо маневрировала и не очень точно наводилась на цель.

Таким макаром, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли – и все же добровольцев, желавших записаться в авиачасти специального предназначения, было довольно прямо до момента капитуляции. При этом речь шла не только лишь об восторженных, не нюхавших пороху юнцах, да и об успевших повоевать летчиках. Во-1-х, японский морской летчик так либо по другому уже привыкал к мысли о своей смерти. В американской морской авиации была отлажена действенная система поиска сбитых пилотов в море при помощи гидросамолетов и подводных лодок (так выру
чили, а именно, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, грядущего президента США). А сбитый японский летчик в большинстве случаев утопал в море совместно со своим самолетом…

Во-2-х, господствовавший в Стране восходящего солнца синтоизм порождал особенное отношение к погибели. Эта религиозно-философская система давала пилотам-смертникам надежду после выполнения задания приобщиться к сонму бессчетных божеств. В-3-х, чем далее, тем паче неминуемым казалось поражение Стране восходящего солнца, а японские военные традиции капитуляцию не признавали.

Естественно, страшен хоть какой фанатизм. И все-же пилоты-камикадзе были участниками войны и действовали против армии противника. В этом их принципное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований именуют этим словом.

Ну и те, кто управлял японскими камикадзе, не были циниками, которые хладнокровно распоряжаются чужими жизнями, не хотя при всем этом жертвовать своей. Вице-адмирал Такидзиро Ониси после капитуляции Стране восходящего солнца выбрал себе выход, заглавие которого не нуждается в переводе с японского – харакири.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,097 сек. | 11.29 МБ