Наступление на медицину в буржуазном обществе-2

Здоровье рассматривается неотомистами как некое согласие, гармония между душой человека и богом. А болезнь, по их мнению,— это разлад во взаимодействии души и человека с богом, вызванный грехами или самого больного, или его ближайших и отдаленных родственников.

Зигмунд Фрейд

В последние десятилетия в науке, в том числе и медицине, широкое распространение получило учение Зигмунда Фрейда. В этом учении большое место отводится вопросам религии, причем корни религии Фрейд усматривает в биологической стороне жизнедеятельности организма. Говоря о путях возникновения религии и перспективах ее существования, Фрейд ссылается на множество фактов из области медицины, чаще всего извращая их.
Известно, что Фрейд был атеистом, отрицал существование бога, иронизировал по поводу религии, критиковал спиритов… Более того, за критику христианства он был «проклят» Ватиканом, а его труды были внесены в список запрещенных книг.
Однако если сам Фрейд был атеистом, то его учение — фрейдизм, или психоанализ,— по существу оправдывает религию. А Ватикан и христианская церковь, публично «проклявшие» «антихриста» Фрейда, ныне широко опираются на его учение. Как объяснить это весьма парадоксальное и противоречивое отношение религии и церкви к Фрейду и его учению? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно уяснить взгляд Фрейда на происхождение и сущность религии.
Данному вопросу Фрейд и его ученики посвятили ряд работ: «Будущность одной иллюзии», «Тотем и табу», «Психологические этюды», «Моисей и монотеизм» (3. Фрейд), «Проблемы психологии религии» (Рейк), «Психоаналитические сообщения к исследованию мифов» (Ранк) и т. д.
Фрейдисты проводят аналогию между религией и душевной жизнью ребенка и особенно психической деятельностью невротика. «Я, конечно, не первый,— пишет Фрейд,— кому бросается в глаза сходство между так называемыми навязчивыми действиями нервных больных и обрядами, в которых верующий проявляет свою религиозность» *. По Фрейду, невроз навязчивости представляет своеобразную патологическую копию развития религии. Если невроз навязчивости рассматривается как индивидуальная религиозность, то религия — как «всеобщий невроз навязчивых состояний».
Отождествляя качественно различные явления и биологизируя религию, Фрейд пытается найти черты, роднящие религию с неврозом навязчивых состояний. Как при «невротической церемонии», так и при религиозном ритуале, по мнению Фрейда, имеет место угрызение совести («Чувству виновности больного, страдающего навязчивым неврозом, соответствуют торжественные уверения религиозных людей, что в душе они тяжелые грешники; значение оборонительной или защитной меры у религиозных людей, по-видимому, имеют молитвы, призывание бога…»), пунктуальное и добросовестное выполнение различных мелких дел, интимность, уединение и т. д. Только церковные обряды характеризуются стандартностью, стереотипностью, а «невротические церемонии» отличаются индивидуализацией.
Фрейд считает, что как ребенок в своем развитии не может избежать более или менее ярко выраженного невроза, ибо он не в состоянии предотвратить ряда сексуальных, половых, влечений, так и человечество в целом не может избавиться от религии, этого «общечеловеческого невроза навязчивости».
Рассматривая же религию как проявление коллективного невроза, Фрейд превращает ее в непреходящее и неустранимое явление. Более того, он оправдывает религию «соображениями» медицинского характера. Заболев «общим неврозом», так называемым «общечеловеческим неврозом навязчивости», т. е. став религиозным, верующим, человек, по мнению Фрейда, якобы может избежать настоящего невроза. Другими словами, религия изображается Фрейдом как своеобразный иммунитет и профилактика против возможности заболевания обычным неврозом навязчивости.
Наряду с неврозом навязчивости в возникновении и развитии религии, согласно взглядам Фрейда, большую роль играет эдипов комплекс. Особенно велика роль этого комплекса в возникновении первоначальных, примитивных форм религии, например тотемизма.

* Психологические этюды. М., 1912, изд. 2-е, стр. 5.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 67 | 0,804 сек. | 12.74 МБ