Немного истории

Уже в самые отдаленные времена мысль о возможности овладеть целебным действием крови занимала умы и воображение людей.
Знаменитый врач древности Гиппократ считал, что в крови здоровых людей содержится и здоровая «душа».
Папу Иннокентия VIII в конце XV века врачи лечили напитком, главной составной частью которого была человеческая кровь.
Лет 400 назад возникла «теория», которая утверждала, что будто людей можно сделать храбрыми, великодушными, если вливать им кровь тех, кто отважен и добр.
Но первое переливание крови от человека к человеку, или — выражаясь научным языком — первая трансфузия была произведена лишь в 1819 году. Это сделал в Лондоне профессор Бланделль больному, страдавшему раком желудка.
Профессор знал, что обычными способами спасти больного невозможно. И он решил испытать новое средство— переливание крови. Опыты над животными в этом направлении им уже производились раньше.
Больного перевезли в клинику. Один из служителей согласился дать ему свою кровь. Переливание прошло удачно. Больной почувствовал себя значительно лучше, стал бодрее и крепче.
Однако болезнь продолжала развиваться, и больной вскоре умер.
Всё же, несмотря на неблагоприятный конечный исход болезни, было на деле доказано, что переливание крови от человека к человеку не фантазия, что кровь действительно обладает живительным действием, так как даже у тяжело больного она вызвала подъем сил.
Через пять лет Бланделль сделал еще одно переливание крови, на этот раз женщине, умиравшей от сильного кровотечения. Трансфузия сохранила ей жизнь.
Оба случая, а затем ставшие известными еще несколько успешных переливаний, воодушевили всех, кто занимался вопросами переливания крови.
Число трансфузий в разных странах стало расти. С каждым годом увеличивалось количество людей, которых лечили переливанием крови.
Настойчиво и пытливо работала в области переливания крови творческая мысль русских ученых.
В 1848 году вышел в свет большой печатный труд профессора физиологии Московского университета А. М. Филомафитского, представлявший одно из лучших и полных руководств по переливанию крови. Там подробно описывались не только история переливания крови, но и собственные опыты автора. Он первый перелил кровь холерному больному, и больной выздоровел. Филомафитский также изобрел прибор для переливания крови.
Почти одновременно с этим ученым много занимался вопросом переливания крови профессор Медико-хирургической академии И. В. Буяльский, тоже сконструировавший свой трансфузионный аппарат. С удивительной для своего времени проницательностью он утверждал, что «операция переливания крови должна войти в круг необходимых практических пособий», и не только при внутренних кровотечениях, как тогда полагали все, кто занимался трансфузией, но и при потерях крови, сопровождавших «наружные раны».
Русский хирург С. П. Коломнин, сделавший в свое время наибольшее число трансфузий, первый в мире применил переливание крови на поле битвы. Это было в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
В 1883 году доктор Алексеевский сообщил в печати, что он лечит переливанием крови больных общим заражением. И успешно лечит.
В то же время статистические данные ряда стран, связанные с переливанием крови, внушали врачам серьезную тревогу. Так, в 1869 году было подсчитано, что с 1819 года больным, потерявшим много крови, сделали пятьдесят семь переливаний. Из них шестнадцать окончились смертью. Смерть наступала при явлениях резкого ухудшения общего состояния, внезапной слабости сердца.   
Никто не понимал, в чем дело. Врачи искали причину зла. И каждый предлагал свое объяснение.
Некоторые утверждали, что вся беда в образовании кровяных сгустков. Значит, чтобы этого избежать, переливаемую кровь надо предварительно дефибринировать, то есть лишать ее так называемого фибрина, особого вещества, от которого зависит свертывание крови.
Другие, наоборот, выступали против дефибринирования. По их мнению, в появлении осложнений виноват был распад белых кровяных телец, которые разрушаются, если фибрина нет или его мало.
Были и такие, которые полагали, что дело в почках. При переливании крови, говорили они, моча становится ядовитой, а почки не успевают выводить этот яд. Некоторые находили, что осложнение вызывает воздух, попадающий в русло крови.
Была в крови какая-то загадка. И только в начале XX века нашли к ней ключ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: