Получение заблаговременной, полной и достоверной метеорологической информации должно являться постоянной заботой судоводителя, ибо без правильно организованной службы погоды на судне или в метеоцентрах, обеспечивающих капитана необходимой метеоинформацией, немыслим правильный анализ метеообстановки и, тем более, прогнозирование ее.
Для анализа синоптической обстановки, прогноза перемещения и эволюции тайфунов используются следующие виды информации:
— данные визуальных и инструментальных гидрометеорологических наблюдений и так называемые местные признаки;
— синоптические карты, принимаемые с помощью фототелеграфной аппаратуры (факсимильные карты) или в закодированном виде по радио;
— спутниковая фотоинформация.
Конечно, этим перечислением не исчерпываются все виды информации, так как можно использовать и данные аэрологического зондирования, и авиаразведки и т. д. С помощью ФТА «Ладога» принимаются факсимильные карты давления, температуры воды и воздуха, волнения и других гидрометеорологических элементов. Следует отметить, что первые два вида метеорологической информации надежно могут быть получены практически на любом судне. Спутниковая же информация пока может приниматься метеоцентрами, обеспечивающими судовождение, и научно-исследовательскими судами, оборудованными специальной приемной и анализирующей аппаратурой.
Наиболее удобными с точки зрения своевременного получения и полноты метеоинформации следует считать факсимильные карты погоды и абсолютной топографии изобарических поверхностей 500 и 700 мб и относительной топографии 500 на 1000 мб.
Кроме этого, судоводители могут использовать разного рода пособия: лоции, атласы гидрометеорологических данных, карты, специальные пособия, навигационно-гидрографические руководства и т. д.
Основным недостатком климатических данных вышеперечисленных пособий является их осредненный характер, не отражающий всего многообразия реальных синоптических ситуаций. Поэтому, находясь в море, судоводитель, кроме учета климатологии, должен тщательно следить за изменением гидрометеорологической обстановки в районе плавания.
Сведения, приводимые в настоящей главе, помогут судоводителю в сборе и анализе метеорологической информации, являющейся основой для прогнозирования погоды в районе плавания.