а) При положении судна вне сектора вероятного перемещения тайфуна (случаи Б и В) рекомендуется расхождение на контркурсах или курсах, не заходящих в пределы сектора. «Отворот навстречу» позволяет быстрее избежать опасности и уменьшить ошибки расчетов и является предпочтительным.
б) При положении судна внутри сектора вероятного перемещения штормового поля тайфуна (случай А) расчеты маневрирования на уклонение строятся от точки Т методом построения скоростного треугольника (смотреть статью под номером51), где VT — скорость перемещения тайфуна, Ук — скорость уклоняющегося корабля, АА— курс уклонения от зоны 5—6-балльного ветра. Приведенным построением определяется сектор курсов на уклонение в зависимости от маршрута перехода и других вышеизложенных факторов. Прилагаемая схема расчетов не требует особого пояснения, однако необходимо заметить, что практически всегда судоводителя интересует курс уклонения не от центра тайфуна, а от района с ветром и волнением, входить в который считается нецелесообразным. В связи с этим построение скоростного и путевого треугольника производится от точки Г, учитывающей как размеры штормового поля, так и ошибку определения места тайфуна. Прямая же ТА определяет возможное направление перемещения тайфуна с учетом максимальной ошибки прогнозирования An; VT выбирается из таблицы зависимости средних скоростей перемещения тайфунов от широты места (табл. 20) или снимается с синоптической карты. Рекомендуется в широтной зоне 25—30° с. ш. скорость тайфуна несколько завышать по сравнению с табличными данными во избежание возможных ошибок в расчетах, так как в этих широтах, особенно в осенний период, неоднократно отмечались скорости перемещения тайфунов, значительно отличающиеся от табличных данных.
В связи с недостаточной изученностью такого сложного природного явления, как тайфун, а также большой ответственностью судоводителя за судно и экипаж необходимо для уверенного расхождения твердо придерживаться следующих правил:
— получать разностороннюю информацию и наблюдать за перемещением тайфуна непрерывно вплоть до уверенного расхождения с ним;
— не быть привязанным к ранее принятому решению. При изменившейся обстановке корректировать расчеты на уклонение по мере получения более достоверной информации.
Маневрирование судна в зоне штормовых ветров. В практике судовождения нередки случаи, когда маневр на уклонение по тем или иным причинам запоздал или уклонение затруднено. К этим случаям можно отнести следующие:
— судно застигнуто тайфуном вдали от пунктов укрытия, в стесненном районе, исключающем свободу маневра на уклонение;
— при переходе в широтах 5—15° с. возможна внезапная встреча с тайфуном из-за отсутствия информации или ее недостоверности;
— на переходе в широтах 30—45° с. с преобразованием тайфуна в мощный внетропический циклон с диаметром штормового поля до 1000 миль и скоростью перемещения до 25—30 узлов судно не успевает уйти из зоны штормовых ветров, но маневрирует уклоняясь от центра циклона;
— на переходе вблизи района поворота тайфуна не учтено изменение направления его перемещения.
В этих случаях правильное маневрирование в зоне штормовых и ураганных ветров позволит обеспечить безопасность судна.
При шквалистом ветре, отсутствии видимости важное значение приобретает определение направления ветра и определение, в какой половине относительно пути перемещения центра тайфуна находится судно. Здесь целесообразно напомнить, что если при неподвижном (лежащем в дрейфе) судне ветер заходит по часовой стрелке (вправо), то наблюдатель находится в правой половине тропического циклона (тайфуна), если же ветер заходит против часовой стрелки (влево) —наблюдатель в левой половине тайфуна. Это правило справедливо и для северного, и для южного полушарий. Также следует различать переднюю и тыловую половины (и четверти) тайфуна; здесь основным показателем может служить рост и падение давления. Падение давления покажет, что судно в передней половине циклона. Таким образом, ориентировка наблюдателя сводится к определению «четверки», в которой он находится. Принято переднюю правую в северном полушарии и переднюю левую четверти в южном полушарии называть «опасной», а переднюю левую (в северном полушарии), правую (в южном) и тыловые четверти — «судоходными». В «опасной» четверти ветры направлены к траектории тайфуна и препятствуют отходу от нее при уклонении судна.
Не претендуя на новизну, целесообразно сформулировать правила маневрирования в зоне штормовых ветров. Приведем эти правила для тропических циклонов северного полушария. Иллюстрации к ним на смотреть статью под номером52.
1-е правило (смотреть статью под номером45). Суда В и В находятся в передней правой (опасной) четверти тайфуна. В зависимости от близости к пути тайфуна, скорости его перемещения, мореходности судна, мощности машин и скорости хода судоводитель принимает решение:
В — перейти в безопасную четверть под прямым углом к линии пути тайфуна возможно большим ходом, имея ветер справа в бакштаг;
В — уйти с пути движения тайфуна, повернуть на обратный курс, имея ветер справа в бейдевинд.
2-е правило (смотреть статью под номером52). Судно А находится в «опасной» передней правой четверти тайфуна и заблаговременно перейти в безопасную четверть не могло. Судоводитель принимает решение уклониться от центра тайфуна и выходит из зоны ураганных ветров на острых курсовых углах правого борта полным ходом до тех пор, пока еще ветер и волнение допускают это. В положении А угол к ветру следует увеличить до 40% и уменьшить ход. При дальнейшем усилении ветра и волнения, подрабатывания машинами, удерживаться против волны. Когда же из-за потери управляемости судно будет вынуждено лечь в дрейф, судоводитель должен, используя все средства, поставить его правым бортом к ветру.
При прохождении судна относительно тайфуна в положении А2 оно продолжает путь, имея ветер справа по корме.
3-е правило (смотреть статью под номером52). Судно Б находится в «безопасной» передней левой четверти тайфуна и выходит из зоны ураганных ветров, приводя ветер на кормовые курсовые углы правого борта, курсом, перпендикулярным к траектории тайфуна. По мере движения от центра при неизменном курсе, ветер будет заходить на траверзные, а затем на острые курсовые углы правого борта (положение 5i). Если судно не сможет из-за сильной волны выдержать этого курса, оно должно увалиться под ветер на кормовые углы правого борта, продолжая выходить из зоны ветров.
Подобные рекомендации относятся и к судну, находящемуся прямо на пути тайфуна, оно должно возможно большим ходом уходить с пути под прямым углом к нему, имея ветер борта по корме.
4-е правило (смотреть статью под номером52). Судно Т догоняет тайфун. В данном случае необходимо уменьшить ход, привести ветер по левому борту. После отхода тайфуна продолжать путь.
5-е правило (смотреть статью под номером52). Если судоводитель не может установить четверть, в которой находится корабль, то следует предположить худший вариант и считать себя в «опасной» четверти. В этом случае необходимо привести ветер на острые курсовые углы правого борта. Если при дальнейшем анализе обстановки предположение
оправдывается, то судно на наивыгоднейшем курсе, если не оправдывается и судно слева от пути тайфуна, оно должно, увалившись под ветер и приведя его на кормовые курсовые углы правого борта, уходить от линии пути тайфуна.
Это правило является очень важным, так как при сильном ветре, шквалах, когда изменение направления ветра может достигать 50°, сильной качке, плохой видимости и ливневых осадках, зачастую трудно с нужной точностью определить направление ветра. Если к тому же еще и отсутствует радоинформация, то это правило судоводитель должен всегда иметь на вооружении.
Маневрирование судна в зоне тропических циклонов южного полушария в принципе идентично северному и иллюстрируется смотреть статью под номером52.
Сущность всех правил сводится к тому, что в зоне действия тропического циклона курс судна с механическим двигателем должен быть расположен так, чтобы в северном полушарии ветер был с правого борта, а в южном — с левого борта.