Расхождение судна со штормовым полем тайфуна и маневрирование в зоне штормовых ветров

Современные суда имеют прочную конструкцию корпусов, достаточно мощные машины и высокие скорости хода. Вместе с улучшением качества судостроения предъявляются и более высокие требования к рациональному использованию торгового и промыслового флота. Поэтому научный подход к выбору наивыгоднейшего пути судна является актуальной проблемой мореплавания. В этом отношении гидрометеорологические условия, как правило, являются важнейшим фактором, подлежащим учету. Решение вопроса о выборе оптимального маршрута требует:

— установления главного и вспомогательного критериев наивыгоднейшего маршрута;

— разработки метода расчета оптимального пути судна;

— прогнозирования основных гидрометеорологических элементов на срок рейса судна;

— знания характера поведения судна в различных условиях погоды и моря.

К критериям успешности рейса обычно относят: обеспечение максимальной безопасности судна, экономичность перехода, создание лучших условий перевозки грузов, следование судна по графику при наилучшем режиме работы главных и вспомогательных механизмов и т. д.

На практике за основные критерии часто принимают безопасность и экономичность, причем экономичность обычно связывают с экономией времени на переходе, хотя это понятие значительно шире.

Разработкой методики выбора оптимального пути в реальных и прогнозируемых условиях занимались А. П. Ющенко, Н. С. Тверье, Г. И. Уханов, Ю. С. Филиппов и др. Вычислительным центром Академии наук России составлена программа машинного решения выбора оптимального пути. Понятие о методике расчета наивыгоднейшего пути и описание организации обслуживания судов береговыми группами обслуживания достаточно хорошо изложены в «Справочнике для судоводителей по гидрометеорологии» В. М. Лифшиц и Ю. А. Хованского [23].

В настоящем параграфе будут даны рекомендации по использованию краткосрочного прогноза для принятия судоводителем решения на расхождение с тайфуном.

Расхождение судна со штормовым полем тайфуна. В предыдущем параграфе дана количественная и качественная оценка интенсивности тайфунной деятельности в пространственно-временном плане, что позволяет заблаговременно оценить обстановку на всем пути предстоящего перехода. Судоводитель в период интенсивной деятельности тайфунов должен быть постоянно готовым как к уклонению с пути тайфуна, так и к встрече с ним. Успех этого зависит от заблаговременности принятия решения и маневрирования на уклонение на уровне хорошей морской практики.

Задачу на уклонение приходится решать как на обширной акватории северо-западной части Тихого океана, так и в относительно стесненной обстановке Охотского, Японского, Желтого, Южно-Китайского морей, проливов Лаперуза, Цугару, Цусимского. В этих условиях хорошо налаженная служба погоды на судне, обеспечивающая заблаговременность, полноту и достоверность информации, а отсюда и обеспеченное прогнозирование — основа правильного расчета и исполнения маневра курсом и скоростью.

При соблюдении вышеуказанных требований расхождение со штормовым полем тайфуна не является сложной задачей. Ее решение строится на базе задач тактической навигации с учетом: географических условий в районе перехода, назначенного маршрута, мощности машин, водоизмещения судна, его скорости и других факторов, связанных с задачами рейса.

Предлагается следующая принципиальная схема и методика на уклонение от штормового поля тайфуна для случаев А, Б, В (смотреть статью под номером51).

1. Рассчитывается и наносится на карту сектор вероятного перемещения штормового поля. Расчет основывается на знании места и направления перемещения тайфуна, полученных на основе анализа всех видов информации (синоптические карты, спутниковая фотоинформация, местные признаки, штормовые предупреждения). Штормовое поле тайфуна обычно строится радиусом 5—6-балльного волнения, однако применительно к конкретному судну оно строится на базе учета таких факторов, как мощность машин, водоизмещение, срочность рейса, характер груза, район плавания и т. д.

Ошибка местоположения центра тайфуна AM и ошибка в определении направления перемещения тайфуна An зависят от источника информации. Предлагается следующая количественная зависимость (табл. 27), к которой рекомендуется подходить критически, ибо, помимо объективных факторов, определяющих точность, в ряде случаев она носит субъективный характер, зависящий от уровня квалификации судоводительского состава.

Построение сектора вероятного перемещения штормового поля тайфуна является основой для последующих расчетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: