Китайский авиапром: подвиг конструктора

Китайский авиапром: подвиг конструктора

В корпоративном издании AVIC «Чжунго ханкун бао» появилась статья председателя совета директоров компании Линь Цзомина, посвященная памяти генконструктора китайского палубного истребителя J-15, гендиректора Shengyang Aircraft Industry Corporation Ло Яна (скончался 25 ноября в возрасте 51 года на борту авианосца «Ляонин» после удачной посадки J-15 на авианосец). Статья, посвященная бессчетным заслугам покойного, содержит ряд увлекательных подробностей о работе китайской индустрии.

А именно, в ней раскрываются противоречия, имеющиеся в рамках AVIC меж разработчиками самолетов и авиационных движков:

«В силу исторических обстоятельств, авиационные движки являются «бутылочным горлышком» нашей авиационной индустрии. Так как разработка не так давно разработанных движков является не полностью зрелой, их установка на самолет, находящийся в стадии летных испытаний, может вызвать трудности с безопасностью. Если произойдет трагедия, авиационному заводу придется тяжело. Если глядеть с узко корпоративной точки зрения, производитель летательных аппаратов не заинтересован в использовании нового и недостаточно зрелого мотора. Но спецы знают, что движок необходимо не только лишь создать и произвести, да и обкатать. Без масштабного использования на самолете, препядствия, потенциально имеющиеся у нового мотора, тяжело найти и разрешить. Потому я обратился к товарищу Ло Яну и выразил пожелание, что Шэньян покажет пример в использовании новых российских движков в оснащении собственных новых самолетов и он немедля согласился. В последние годы в нашей стране появились два новых принципиальных типа движков и оба они были в первый раз применены на шэньянских самолетах. В процессе их использования обнаружилось много заморочек, это причинило Шэньяну много неудобств и даже вызвало определенные экономические трудности. Но Ло Ян не сетовал, он считал, что для ускорения развития российского двигателестроения предприятие должно принять на себя определенные опасности, заплатить определенную стоимость и он согласен был взять это на себя. Сейчас эти оба типа движков становятся все более зрелыми, начали заходить в стадию массового производства и получили отличные отзывы потребителей. Без Ло Яна и Шэньянской компании авиационной индустрии этот итог не был бы достигнут».

Таким макаром, установка движков китайского производства на китайских опытнейших истребителях в последние годы во всех случаях была следствием давления со стороны топ-менеджмента AVIC (куда заходит и двигателестроительный холдинг) на финишных производителей авиатехники. Ло Ян был более восприимчив к схожему давлению, чем менеджмент других китайских производителей авиатехники, включая второго производителя истребителей Chengdu Aircraft Industry Corporation. Главной целью установки китайских движков на бывалые эталоны китайской авиатехники является наработка опыта проектирования и улучшение конструкций самих движков; из этого совсем не следует, что потребности серийного производства планируется закрывать только китайскими поставками. Может быть, что говоря о «двух типах двигателей», Линь Цзомин имеет в виду разные модификации WS-10 Taihang, которые могут устанавливаться на производимые в Шэньяне самолеты J-11B/BS, J-15, J-16. Летные тесты шэньянского варианта истребителя 5-ого поколения J-31 (может оснащаться движками WS-13) начались исключительно в октябре 2012 года, незадолго до погибели Ло Яна; гласить о каком-то глубочайшем обобщении опыта этих испытаний, разумеется, нельзя.

Другой наградой Ло Яна именуется ускорение сроков разработки новых самолетов в Шэньяне. А именно, указывается, что в последние годы на предприятиях китайского авиапрома начали создаваться так именуемые штабы либо центры резвого реагирования, координировавшие работы по доработке и испытаниям новых образцов техники. Ло Яну в 2009 году было доверено возглавить таковой «центр резвого реагирования» в Шэньяне, чтоб ускорить работы над некоторым новым типом самолета, говорится в статье. В итоге, весь процесс сотворения макета нового самолета с момента подготовки проекта и до первого полета уложился в 10.5 месяцев. Возможно, идет речь конкретно о J-15, 1-ый полет
которого состоялся в конце августа 2008 г (работа центра велась и до предназначения Ло Яна).

Судя по статье, предпосылкой скоропостижной погибели Ло Яна стало перенапряжение сил от наложившихся друг на друга событий: начала испытаний макета шэньянского истребителя 5-ого поколения J-31 и начала испытаний J-15 на авианосце. Покойный конструктор воспринимал личное роль в каждом из проектов, вникая во все детали, а во время посадки J-15 на авианосец «находился в 20 метрах от точки касания палубы». Работал часто после полуночи, не обращая внимания на собственное состояние и отказываясь посещать доктора. Судя по статье, на борту «Ляонина» вскрылось огромное количество заморочек, требовавших незамедлительного решения, что и вызвало напряжение сил конструктора, срочно прибывшего на борт корабля на вертолете 18 августа, спустя 10 дней после его выхода в море и за неделю до официально объявленной первой даты полета J-15.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,111 сек. | 11.26 МБ