Организация борьбы с алкоголизмом в ссср-1

Таким образом, динамичность административно-правовых мер, их гибкость, широкий диапазон принудительного воздействия, меньшая по сравнению с уголовным наказанием репрессивность и другие особенности делают эти меры наиболее распространенным и одновременно наиболее эффективным средством борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Важным законодательным актом, направленным на борьбу с пьянством и алкоголизмом, является внесение в гражданские кодексы союзных республик статей об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками. В частности, в ст. 16 Гражданского кодекса РСФСР говорится о том, что лицо, которое вследствие злоупотребления спиртными напитками ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничено судом в дееспособности и над ним устанавливается попечительство. Это лицо без согласия попечителя не имеет права получить зарплату, пенсию и другие виды доходов, продавать, покупать, дарить, завещать и обменивать имущество. Закон предусматривает лишение родительских прав родителей, если они являются хроническими алкоголиками (ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР).
Ограничение дееспособности и установление попечительств над лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, особенно судебные процессы, проводимые по месту работы или по месту жительства этих лиц с участием прокурора, психиатра-нарколога, имеют большое воспитательное значение и являются одной из действенных форм борьбы с алкоголизмом.
Существенное место в системе противоалкогольных мероприятий занимает принудительное лечение больных алкоголизмом. Необходимость принудительного лечения объясняется тем, что значительное число больных хроническим алкоголизмом не имеют установки на прекращение употребления спиртных напитков, категорически отказываются от противоалкогольного лечения. Как правило, такие лица активно поддерживают алкогольные традиции и обычаи, втягивают в пьянство окружающих, особенно молодежь, склоняют к возобновлению пьянства лиц, лечившихся от алкоголизма и воздерживающихся после лечения от алкоголя. Больные этой группы, как это определено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, представляют опасность для окружающих и подлежат направлению на принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП).
В настоящее время во всех союзных республиках изданы и действуют приказы министерств здравоохранения о принудительном лечении и трудовом воспитании больных алкоголизмом. В частности, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков» установлено, что хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения РСФСР по месту их жительства. В тех же случаях, когда хронические алкоголики уклоняются от лечения или продолжают пьянствовать после лечения, нарушают трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития, несмотря на принятые к ним меры дисциплинарного, общественного или административного воздействия, они подлежат направлению в ЛТП для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от 1 года до 2 лет.
Эта мера принуждения преследует не только лечение, но и трудовое перевоспитание больного алкоголизмом. Кроме того, принудительное лечение позволяет предотвратить совершение злостными алкоголиками антиобщественных поступков, оздоровить обстановку в семье, коммунальной квартире, поселке, микрорайоне.
Вопрос о направлении в ЛТП решается народным судом по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся, государственных органов, медицинских учреждений при наличии медицинского заключения о необходимости и сроках принудительного лечения данного лица в ЛТП. В Узбекской, Казахской и Литовской   союзных   республиках   право возбуждать ходатайство о принудительном лечении предоставлено членам семьи и близким родственникам больного алкоголизмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,134 сек. | 12.35 МБ