Организация и проведение соревнований по спортивному ориентированию

Руководящими документами для организации и проведения соревнований являются календарный план и положение. Положение готовит проводящая организация и рассылает заинтересованным коллективам не позже чем за месяц до соревнований. Для всесоюзных и республиканских соревнований положение рассылается за три месяца до их начала. Подготовительную работу проводит оргкомитет в составе 7—15 человек, который создается за 2—3 месяца до соревнований.
Наиболее ответственная часть работы оргкомитета — это выбор места соревнований и его оборудование, размещение, питание судей и участников, обеспечение соревнований транспортом. Размещаются участники в гостиницах, общежитиях, школах-интернатах, на турбазах, в спортивных лагерях. Летом участников можно размещать в полевых условиях — в палатках лагерного типа или в обычных туристских. При этом питание может быть организовано централизованно или по группам. При втором варианте командам заранее указывается, что надо иметь из походного инвентаря. В задачу оргкомитета входит обеспечение участников продуктами, кроме того, в лагере должен работать продовольственный ларек, в котором можно их купить.
Для проведения соревнований по ориентированию большое значение имеет выбор района и места соревнований. Разнообразие рельефа — чередование леса, лугов, оврагов — эмоционально насыщает соревнования. Следует избегать густонаселенной местности, железных и автомобильных дорог с интенсивным движением, а дистанции нужно располагать таким образом, чтобы они находились в стороне от населенных пунктов.
Правилами соревнований предусмотрено проведение состязаний на незнакомой для участников местности. Один и тот же участок может быть использован для соревнований в заданном направлении, а затем для состязаний на маркированной трассе.
При планировании и проведении соревнований обеспечение картами решается в республиканской или областной секции ориентирования. Согласно письму Центрального совета по туризму «О порядке обеспечения картографическими материалами соревнований по ориентированию на местности» в состязаниях применяются только карты, полученные с разрешения территориальной инспекции Госгеонадзора.
Начальник дистанции начинает свою работу с изучения района по карте. Не выезжая на местность, он
подбирает несколько вариантов дистанций, мест старта, пунктов выдачи карт, подсчитывает километраж, подбирает основные и дополнительные ориентиры для привязок контрольных пунктов. Во время первого выезда в район соревнований знакомится с характером местности. Если на местности произошли изменения (старение карт, овраги, вырубки, насаждения), вносит в карты коррективы.
Один из самых ответственных разделов работы — установка контрольных пунктов. КП должны быть расположены на расстоянии от 500 м до 2,5 км один от другого и так, чтобы участник, правильно вышедший в район расположения контрольного пункта, увидел его с расстояния 5—25 м. К каждому контрольному пункту должно быть несколько вариантов подхода. От старта до пункта выдачи карт расстояние не более 500 м.
Контрольные пункты обозначаются знаком из белой и красной материи в виде трехгранной призмы, верхнее и нижнее основания закрепляются на трехугольных рамках. К углам рамки привязываются шнуры. Знак укрепляется на высоте 1,5—2 м от земли так, чтобы его было видно с различных направлений, около знака помещается табличка с номером. Окончательная установка знаков пункта выдачи карт (табличка с буквой К), контрольных пунктов проводится начальником дистанции и его помощниками перед началом соревнований вместе с расстановкой судей-контролеров.
Начальник дистанции составляет контрольную карту, на которую наносятся старт, пункт выдачи карт, все КП с номерами, пункты оценки, линии маркированной трассы. Контрольные карты хранятся во время соревнований у главного секретаря, а по окончании соревнований прилагаются к отчету главного судьи.
Служба дистанции отвечает за безопасность участников во время соревнований, оказывает вместе с медицинским персоналом первую помощь пострадавшим, покидает место соревнований последней, убедившись в том, что никто из спортсменов или судей не остался на местности. Главная задача службы дистанции — создание трассы и карты соревнований, планировка и прокладка трассы. Во время сдачи дистанций присутствие главного судьи или его заместителя по дистанциям обязательно.
Состав и работа судейской коллегии. Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию. Комплектуется главная судейская коллегия за I—2 месяца до начала соревнований. В ее состав входят главный судья, заместитель, главный секретарь и начальники дистанций.
В связи с необходимостью корректировки карт главный судья и начальники дистанций назначаются до начала сезона, а для зимних соревнований — за 4—7 месяцев.
Организация, проводящая соревнования, должна согласовывать состав судейской коллегии с секцией ориентирования. В правилах соревнований по ориентированию нет количественного состава судейских коллегий. Определить количественный состав и рекомендовать его трудно, так как он зависит от масштаба и вида соревнований, количества участников, длины дистанции, числа контрольных пунктов, квалификации судей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Срочное изготовление флагов

флагов и флагштоков. Низкие цены. Короткие сроки

instamp.ru