Организация наркологической помощи-1

Большая роль в выявлении лиц, злоупотребляющих алкоголем, и применении к ним мер медико-социального воздействия отводится учреждениям общемедицинской сети (поликлиники, медико-санитарные части). Особое значение в организации борьбы с алкоголизмом приобретает деятельность участковых и цеховых терапевтов, которые должны более активно выявлять лиц, злоупотребляющих алкоголем, на амбулаторном приеме, при посещении больных на дому, при обследовании рабочих и диспансерном наблюдении за больными. Совместно с представителями милиции и общественности участковый врач должен принимать активное участие в осуществлении медико-социальных мер воздействия в условиях конкретного микросоциального окружения по месту жительства злоупотребляющих алкоголем. Знающий условия жизни семьи и взаимоотношения между ее членами участковый врач является основной фигурой в проведении профилактических мер в семье.
Возникновение и развитие алкоголизма часто бывает семейным. Особое внимание на поликлиническом участке следует обращать на семью как основной источник информации о лицах, злоупотребляющих спиртными напитками. При систематических выпивках и частых конфликтах в семье в связи со злоупотреблением алкоголем этих лиц ставят на учет как злоупотребляющих алкоголем с последующим медицинским освидетельствованием для выявления признаков алкоголизма.
Успех борьбы с алкоголизмом в значительной степени зависит от взаимосвязи и преемственности в работе между основными звеньями — психоневрологическими (наркологическими) диспансерами, поликлиниками (медико-санитарными частями), медвытрезвителями и общественными организациями.
Проведенное нами изучение деятельности указанных учреждений показало, что между ними во многих случаях отсутствует четкая взаимосвязь и преемственность   в   выявлении   злоупотребляющих   алкоголем и наблюдении за ними. Об этом свидетельствуют также и другие литературные данные.
Медвытрезвители, через которые проходит основной контингент злоупотребляющих алкоголем, как правило, сообщают о них по месту работы. Однако обратная информация от администрации и общественных организаций предприятий и учреждений о принятых мерах поступает не всегда. Зачастую она имеет вид формальной отписки. По нашим данным, 70,5% обследованных спустя 2 года после принятия к ним административных мер (штраф, задержание, направление писем по месту работы и др.) продолжали злоупотреблять спиртными напитками и совершать антиобщественные поступки. Около 20% семей признали свою беспомощность и не были уверены в эффективности общественных и административных мер. В 35% случаев члены семьи злоупотребляющего алкоголем считали необходимым проконсультировать его у врача, но не знали, как это сделать, поскольку сам он к врачу обращаться не желает.
Все это указывает на серьезные недостатки в борьбе с алкоголизмом и пьянством, которые пока в значительной степени зависят от разобщенности мер социального и медицинского воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем.
Специальное изучение и применение на практике некоторых организационных форм борьбы с алкоголизмом в условиях поликлиники позволили дать определенные рекомендации по совершенствованию выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем, и организации наблюдения за ними по месту жительства. Вся информация о лицах, злоупотребляющих алкоголем, должна поступать в отделения милиции или общественные пункты охраны порядка по месту их жительства. На базе общественных пунктов целесообразно создавать специальные противоалкогольные комиссии, основными функциями которых должны быть:
— учет и организация обязательного медицинского освидетельствования лиц, злоупотребляющих алкоголем, с целью выявления больных алкоголизмом на ранних стадиях заболевания;
— разработка конкретных индивидуальных мер административного и медицинского воздействия в отношении злоупотребления алкоголем;
— контроль за противоалкогольной работой на участке и осуществлением мер индивидуального медико-социального воздействия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,173 сек. | 12.53 МБ