Основные направления профилактики алкоголизма-1

Абсолютное большинство молодых людей знакомятся со спиртными напитками в возрасте до 15 лет. Раннее приобщение к алкоголю ведет к систематическому употреблению алкогольных напитков в подростковом и юношеском возрасте и развитию злоупотребления алкоголем у молодых людей. Среди многообразия факторов, способствующих этому, ведущая роль принадлежит социальным и социально-психологическим (алкогольные традиции в семье, низкий культурный уровень родителей и несостоятельное семейное воспитание, отрицательное отношение к обучению, отсутствие общественной активности и социально-значимых установок, неопределенность в вопросах профессиональной ориентации). По данным Е. С. Скворцовой (1980),74,8% учащихся 8—10-х классов употребляют алкогольные напитки в семье по праздникам и семейным торжествам. Первое приобщение к алкоголю в 78% случаев происходит под влиянием родителей и родственников подростков. В семьях, где подростки часто употребляли алкогольные напитки, 68,6% отцов и 64,3% матерей имели начальное или восьмилетнее образование. Подавляющее большинство таких подростков (75,7%) имели низкую успеваемость, для них характерно бессодержательное проведение свободного времени (праздное гуляние по улицам в компании друзей, азартные игры, посещение баров).
Как известно, поведение в подростковом возрасте формируется под влиянием друзей, товарищей. Установлена прямая взаимозависимость между частотой употребления алкогольных напитков подростком и отношением к ним его друзей. Влияние компании друзей на развитие алкоголизации у подростка обусловлено как психологическими особенностями подросткового возраста (реакция эмансипации, группирования), так и неблагополучием самой семьи. Наибольшее влияние выпивающие друзья оказывают на подростков, у которых наиболее социально неустойчивые семьи. Следует особо подчеркнуть, что анатомо-физиологические и социально-психологические особенности подростково-юношеского возраста, заключающиеся в усиленном росте и развитии организма, глубоких эндокринных сдвигах, усиленном половом созревании, формировании личности, психики повышают порог психосоциальной адаптации молодого человека к различным отрицательным влияниям социального и биологического порядка. Неблагоприятные биологические факторы (наследственная отягощенность психическими заболеваниями родителей, злоупотребление алкоголем отцом до рождения ребенка, осложненное течение беременности у матери, наличие психических расстройств у подростка, травмы головы с сотрясением мозга и др.) лишь способствуют интенсивной алкоголизации подростков. Можно говорить о первичной утрате подростками, часто употребляющими алкогольные напитки, защитных социальных механизмов, социального контроля, в силу их нравственно-этической несостоятельности и преморбидной отягощенности, реализующих себя в условиях неблагополучной микросоциальной среды.
Отмеченные выше особенности алкоголизации в подростково-юношеском возрасте требуют целенаправленной профилактической работы среди подрастающего поколения, которая должна носить комплексный патогенетический характер (с учетом комплекса факторов, способствующих алкоголизации подростков), проводиться на различных уровнях (культурно-воспитательном, медицинском, правовом и др.) и представлять собой систему скоординированной деятельности различных ведомств и служб, участвующих в ней. Между тем анализ противоалкогольной работы среди детей и подростков показывает, что мероприятия по профилактике алкоголизации подростков характеризуются разобщенностью, эпизодичностью и малой эффективностью. Вот почему формированию трезвеннических установок у подрастающего поколения мы придаем особое значение и выделяем его в одно из основных направлений первичной профилактики алкоголизма (см. схему 2). Одним из важных путей формирования трезвеннических установок является система противоалкогольного просвещения в школе, которая является частью общего санитарно-гигиенического воспитания школьников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 52 | 0,296 сек. | 12.88 МБ