Основные принципы психотерапии в дошкольном возрасте

Широко применяем мы в лечении дошкольников и самовнушение. Например, ребенку, мочащемуся во сне, предлагаем перед сном 15 раз повторить вслух: «Как захочу помочиться, сразу же проснусь».
За последнее время все шире внедряется в детскую психотерапию аутотренинг о котором мы уже упоминали, т. е. специальные тренировочные занятия, на которых дети обучаются не только владеть своими вегетативными функциями (испытывать ощущение тепла в конечностях, расслаблять мышцы, регулировать дыхание и сердцебиение и т. п.), но и путем сознательного изображения соответствующей позы, мимикой, интонацией голоса — произвольно управлять своими эмоциями, вызывая желательные, полезные и приятные и затормаживая вредные и неприятные.
Нередко, для того чтобы не фиксировать внимание ребенка на его нервности и болезни, мы назначаем те или иные лекарства под видом общеукрепляющих препаратов и одновременно другим детям в группе или семье также даются какие-либо «лекарства», например поливитамины, чтобы ребенок не чувствовал себя, да и товарищи не считали его больным, требующим какого-то специального лечения. Водные процедуры проводятся по тем же соображениям, как общегигиенические мероприятия.
Не надо излишне фиксировать внимание ребенка на тех или иных его недомоганиях и неприятных ощущениях. Если ребенок обращается с какой-то жалобой на боль или плохое самочувствие, нужно, не проявляя к этому особого внимания или тем более страха, спокойно сказать: «Хорошо, покажемся доктору, тот даст лекарство, и все пройдет».
Еще раз подчеркиваем, что, если болезнь приносит ребенку реальную или моральную выгоду — больного ребенка больше балуют, чем здорового, разрешают ему то, что запрещают здоровому, не наказывают за то, за что наказывают здоровых и т. п.,— любое заболевание (а нервное в особенности) закрепляется и становится крайне стойким.
Нужно избегать без необходимости применять лечебные процедуры, связанные с болью или иными неприятными для ребенка ощущениями. Дело здесь не просто в жалости к ребенку. Боль есть биологический сигнал «не делай». Если ребенок дотронется, например, до горячего чайника и испытает при этом болевое ощущение, никакого вреда для его нервной системы от этого не будет: ребенок будет лишь знать, что не надо трогать горячее. Но если ребенку предлагают протянуть ручку медицинской сестре для укола, то боль, испытываемая им при этом уколе, является сигналом «больше этого не делай», и естественно, что в следующий раз ребенок не захочет протянуть руку, а ему говорят: «Дай!» Этим вызывается сшибка процессов в нервной системе—боль сигнализирует: «Не смей давать!», а взрослый настаивает: «Дай!»
Если болевая лечебная процедура абсолютно необходима и не может быть заменена безболезненной, не надо обманывать ребенка и говорить, что будет не больно. Лучше спокойно объяснить ему, что надо перетерпеть эту боль, и тут же в награду за терпение доставить ребенку какое-либо удовольствие.
Естественно, нас должен интересовать вопрос, при каких видах нервных заболеваний у дошкольников психотерапия оказывает лечебный эффект, как быстро и в какой степени.
Лучше всего поддаются искоренению истерические реакции: их удается ликвидировать за несколько недель.
Неврастенические реакции более стойки и для своего излечения требуют в среднем несколько месяцев.
За редким исключением, удается быстро избавить ребенка от энуреза(недержания мочи); причем дневной энурез выправляется воспитательными мероприятиями, а ночной в первую очередь лекарствами.
Значительно труднее бороться с онанизмом, но и от этой привычки, если родители и воспитатели строго проводят все необходимые мероприятия, за редким исключением, полностью можно избавиться. Время, необходимое для этого, различно и зависит в первую очередь от того, как давно закрепилась дурная привычка.
При невропатиях и психопатиях психотерапия в сочетании с комплексом лечебно-воспитательных мероприятий давала, как правило, улучшение, но лечение было длительным (годами). Полного исчезновения невропатических или психопатических проявлений удавалось добиться лишь в том случае, если ребенка начинали лечить в раннем дошкольном возрасте (до 3—4 лет).
При двигательных неврозах (различного рода подергиваниях) и при заикании психотерапия редко дает значительные результаты. Лечение здесь сводится обычно лишь к общему укреплению нервно-психической сферы ребенка, что, конечно, существенно влияет и на течение самого заикания или двигательного невроза.
При органических поражениях нервной системы или ее недоразвитии (например, при умственной отсталости), естественно, психотерапия не дает излечения. Однако роль психотерапии и правильного воспитания и здесь очень велика, так как снимает функциональные неврозные наслоения, отрицательное значение которых порой сказывается на состоянии ребенка больше, чем его органический дефект. Задачей воспитания является в этом случае приспособление ребенка к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Безусловно, изложенные в этом очерке положения весьма схематичны. Подход к ребенку и методы психотерапевтических воздействий очень разнообразны и должны индивидуализироваться в зависимости от вида болезни, пола, возраста, типа нервной системы ребенка.
Очень важен правильный контакт врача-психоневролога с ребенком. Поэтому врач не должен применять при его осмотре неприятных процедур или насилия, но не надо и подлаживаться к ребенку; нужно твердо заявить ему, что требуется от самого ребенка в процессе лечения. Ребенок не должен бояться врача, но он должен преклоняться перед его авторитетом, однако не противопоставляемым авторитету родителей или воспитателей. Поэтому все указания воспитателям врач дает в отсутствие ребенка и, безусловно, разногласия между врачом и родителями или воспитателями (если они возникают) должны также разрешаться не при ребенке. После осмотра ребенка и общей совместной беседы мы всегда разговариваем с родителями или воспитателями уже без ребенка, а если ребенок лет 5—6 или старше, то часто и с ним без родителей или воспитателей, чтобы он мог свободно высказать свои претензии к ним.
Останавливаться подробно на этих вопросах мы здесь не будем, так как они имеют непосредственное отношение к детскому психоневрологу, которому и должен быть своевременно показан ребенок с теми или иными нарушениями в нервной системе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,581 сек. | 11.43 МБ