В Курске на улице Красноармейской, чуть ниже парка им. Дзержинского, во дворе филиала государственного учреждения «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» в эти дни зацвел каштан.
Вот так теплым днем конца сентября, когда природа подводит итог очередному летнему периоду, появились совершенно свежие, совсем как весенние, листочки и цветы. Только назвать их свечками, как каштановый цвет величал Константин Паустовский, не приходится. Тяжесть осеннего бытия все-таки дает о себе знать. Но все другие признаки налицо: нежно-зеленый окрас листочков, желтый и розовый налет на цветах — в майскую пору.
Чем объяснить такую приятную аномалию? Попробуем разобраться.
Конечно, прежде всего повлияло аномальное по жаре лето. А еще что? Дерево немолодое. В отличие от своих «диких» собратьев — конских каштанов, которых в нашем областном центре достаточно много, — этот чрезмерно коряв. Если у остальных крона аккуратно шаровидная, то у этого ветви выросли вразнобой. Видно, вместо толкового обрезчика над деревом «поработали» стихийные силы: ломали ветви в период юного формирования.
И зацвел-то он не весь, а отдельными веточками. Они, как оазисы в громадном грязно-сером пустынном пространстве, выделяются жизненными пятнышками зелени и цвета на фоне все-таки основного, осеннего — ржаво-коричневого фона. Такой стала у него листва. Как, впрочем, и на других каштанах в городе.
Еще можно отметить, что конский каштан — дерево, способное на разного рода выходки. Общеизвестно, что в средней полосе европейской части страны оно страдает от морозов. Правда, оказывается, что при наличии в молодом возрасте «некоторой защиты» вырастает в крупное дерево. Я старательно переписал из ученой книги слово «некоторой». Как видите, специалисты затрудняются ответить на вопрос о способности конского каштана бороться с морозами. Зато доподлинно известно, что в 1939/40 и 1940/41 годах в Москве он выдержал сорокаградусные морозы. Да и в Курске, прекрасно зная «оперативность» местных служб по удалению отживших свой век деревьев, что-то я не видел вымерзших каштанов.
Что еще пишет ученый люд? К примеру: «цветки белые с желтыми и розовыми крапинками в крупных конусовидных кистях». Все сохранила нынешняя осень у нашего каштана. Кроме величины. Видно, даже яркое бабье лето не поспособствовало цветку набрать весеннюю мощь.
Конечно, от этого цветка мы плодов не дождемся. Впереди как-никак зима. Так что коробочек с мягкими шипами и с одним-тремя сплющенными крупными блестящими коричневыми «орешками», богатыми крахмалом, увы, не будет. А жаль. Ну и пусть они несъедобные. Зато сколько радости приносят детям! Знаю по своему внуку.
P.S. А съедобные каштаны появились на рынке. Их в Курск привезли с Кавказа.
Источник: Курская Правда