С каждым годом промысловых видов рыб становится все меньше. Ученые предупреждают: возможно, скоро украинцы не смогу брать с собой внуков на рыбалку — ловить будет нечего.
«Еще в тридцатые годы вялеными судаками топили печки»
— За последние годы у нас практически полностью уничтожена речная экосистема, — говорит Сергей Межжерин, доктор биологических наук, профессор НИИ зоологии им. И. Шмальгаузена. — В Украине есть огромный лиман — Азовское море, которое считалось самой рентабельной и высокопродуктивной экосистемой. Здесь рыба разводилась естественным путем. О том, сколько ее в свое время было в Приазовье, говорит такой исторический пример: в этой местности из-за нехватки дров до тридцатых годов прошлого века дома отапливали вялеными судаками, бросая их в печь вместо поленьев. Сейчас это кажется невероятным, однако количество пресноводной рыбы в стране (даже по сравнению с семидесятыми годами прошлого века) уменьшилось как минимум в тридцать раз. Перегораживание дамбами Днепра, Кубани, Дона привело к резкому осолонению воды. Сейчас можно с уверенностью говорить о настоящей экологической катастрофе и фактически массовой гибели рыбы в реках нашей страны.
«Каждый год в Украине исчезают две реки»
Еще одна причина отсутствия рыбы в Украине: потеря лугов и пойм — самых дефицитных экоресурсов на нашей территории. Кроме того, в последние годы исчезают… реки. К примеру, на трассе Киев — Одесса таблички с названиями малых водных артерий существуют, а их самих уже нет. Они либо заросли травой, либо полностью ушли под землю. Существует печальная статистика: в Украине за год в среднем становится меньше примерно на две реки. Даже некогда полноводные Южный Буг и Рось — практически на грани исчезновения. А водохранилища постепенно превращаются в отстойники токсинов, промышленных сбросов и кладбища радионуклеидов. Там нет естественной проточной циркуляции воды, естественно, с каждым годом уменьшается и количество рыбы.
Все созданные государством программы экологического оздоровления водохранилищ и рек реализуются в лучшем случае на 10%. А с годами, по мнению гидробиологов, будет необходимо выделять все больше средств на очистку и поддержание их в нормальном состоянии.
Как утверждает Сергей Межжерин, прошедшее, экстремальное лето всерьез повлияло на все наши водные ресурсы, а подобные температуры прогнозируются и на ближайшие семь лет. В Украине рыба осталась в реках и водоемах Карпат и Закарпатья, но уже почти нет в Десне, где всегда она водилась в изобилии.
«Осетра с боем удалось занести в Красную книгу»
И все же, по словам ученого, у нас пока неплохо сохранились и самовоспроизводятся виды таких рыб, как сом, лещ, судак, щука, серебряный карась и более шести видов толстолобика, весьма популярного в нашей стране. Из 72 видов пресноводной рыбы в Украине осталось не более 12-ти. Виной тому — браконьерство, приобретшее огромные масштабы. Если весной посмотреть на прилавки супермаркетов, то в самый пик нереста там огромными грудами лежит свежая рыба, которую вылавливать в это время запрещено законом. Откуда она, никому, похоже, объяснять не нужно.
Что касается осетровых, то в конце 1970-х они погибали огромными колониями в черноморских заливах, в холодные зимы их выбрасывало на берег. В лихие девяностые прошлого века браконьеры и торговцы черной икрой окончательно добили этот вид. Сейчас о выброшенном на берег осетре, как утверждает ученый, не услышишь — этой рыбы у нас просто нет.
Чтобы восстановить популяцию осетровых, нужно создать условия для их естественного нереста, а поначалу завезти малька из Каспия.
— Никто за это дело не возьмется, — уверен Межжерин. — Слишком велики затраты, а государственной поддержки нет. Конечно, впору задуматься о европейском опыте. К примеру, в Чехии практически вся пресноводная рыба занесена в Красную книгу, ловить ее строжайше запрещено. А у нас включить туда отдельные виды рыб удается только в результате настоящих боев ученых с чиновниками. К слову, нам удалось, наконец, занести в Красную книгу осетра и круглого карася. Но при этом наш комитет рыбного хозяйства нисколько не защищал интересы государства, а постоянно сопротивлялся инициативам ученых.
Весь промышленный отлов рыбы в странах ЕС проводится только в море или океане. Например, в соседней Польше никому не придет в голову перегородить речку сетями, как это сплошь и рядом делается в Украине. Более того, у нас до сих пор никто не понимает, что гораздо выгоднее завезти в страну для еды морскую рыбу, нежели продолжать уничтожать пресноводные ресурсы.
«У нас пиранья просто не сможет размножаться»
На вопрос «ВВ», правда ли, что в Днепре появилась пиранья, ученый ответил, что это непроверенные слухи. У нас пиранья просто не сможет размножаться, ведь когда температура упадет ниже 20 градусов, эта рыба просто погибнет! Однако изменения в составе рыбной фауны налицо.
— К примеру, в наших реках неожиданно появился чебачок амурский — маленькая рыбка, которая плавает стайками и даже может кусать купальщиков за ноги. Также замечен ротан — небольшой хищник, который часто встречается в озерах средней полосы России. Практически во всех озерах Кончи-Заспы вот уже несколько лет плавает рыба-игла. Как это ни удивительно, в наших водоемах теперь есть даже морская тюлька, — сообщает профессор Межжерин.
Специалисты уверены, что в Украине, как в других европейских странах, нужно поскорее ввести мораторий на промышленный отлов рыбы в пресноводных водоемах или разрешить его на очень ограниченные виды рыб.
Галина ЛЕБЕДИНСКАЯ
Источник: Вечерние Вести