Водородная дегазация на Русской платформе. Часть 2

1-08vod-01

В конце апреля 2008 года в Москве на Всероссийском совещании посвященном дегазации Земли (Дегазация Земли: Геодинамика, геофлюиды, нефть, газ и их парагенезы) мы докладывали новые данные по водородной дегазации, и демонстрировали фотографии «грязевых вулканчиков». И оказалось, что многие участники этого собрания, по пути в столицу видели то же самое в других областях европейской части России, видели и удивлялись, поскольку в предыдущие годы такого явления вроде бы не было. Таким образом, теперь водородную дегазацию может наблюдать каждый желающий, что явно свидетельствует о расширении процесса. И нас — авторов это совсем не радует, поскольку мы, зная причину и наблюдая динамику этого явления, хорошо представляем все его скорые негативные последствия.

В предыдущей статье мы раскрыли причину и механизм «Сасовского взрыва». Напомним: он случился в результате прорыва на поверхность струи водорода, которая смешалась с атмосферой, получилось облако «гремучего газа», в результате произошел объемно-вакуумный взрыв, равноценный взрыву 30–50 тонн тротила. Тогда нам казалось, что это явление редкое, исключительное и маловероятное. Но теперь, когда все чаще зашкаливают наши газоанализаторы, и значит, концентрация водорода на глубине всего одного метра измеряется процентами (а «гремучим газом» можно считать воздух содержащий более 4 процентов водорода), мы уже совершенно иначе оцениваем вероятность событий такого рода. Сейчас мы вынуждены признать, что объемно-вакуумные взрывы, типа Сасовского, могут стать рядовым событием ближайшего будущего. Более того, эти грядущие взрывы могут иметь в десятки и сотни раз большую мощность, что сопоставимо с тактическим ядерным оружием. А теперь представьте, что будет, если такой взрыв случится в густонаселенном районе или над мегаполисом?

Дорогие читатели, к великому сожалению, все сказанное не является досужим вымыслом. Все сказанное выше– реальность, все основано на реальных фактах. И промедление с постановкой широких исследований данной проблемы может быть «смерти подобно» в буквальном смысле. Однако если мы проявим расторопность, то сможем обратить водородную дегазацию себе на пользу, спасем то, что еще можно спасти, и сохраним отечество от грядущей напасти.

Физика сасовского взрыва

Теперь вернемся к взрывной воронке города Сасово. С этим взрывом связано много загадочного. Взрыв произошел ночью 12 апреля 1991 года в 1 час 34 минуты. Однако за 4 часа до этого (11 апреля, поздно вечером) в районе будущего взрыва стали летать большие (по свидетельствам — огромные) светящиеся шары. Такой шар ярко-белого цвета видели над железнодорожной станцией. Его наблюдали работники станции и депо, многочисленные пассажиры, машинист маневрового тепловоза (он-то и поднял тревогу). Необычные явления в небе видели курсанты летного училища гражданской авиации, железнодорожники, рыбаки. За час до взрыва над местом будущей воронки разливалось странное свечение. За полчаса до взрыва жители городских окраин видели два ярко-красных шара над местом будущего взрыва. При этом люди ощущали сотрясение земли и слышали гул. Непосредственно перед взрывом жители окрестных деревень видели две яркие голубые вспышки, озарившие небо над городом.

Самому взрыву предшествовал мощный нарастающий гул. Земля затряслась, затряслись стены, а лишь потом на город обрушилась ударная волна (или волны?). Дома стали раскачиваться из стороны в сторону, в квартирах падали телевизоры и мебель, вдребезги разлетались люстры. Сонных людей сбрасывало с кроватей, осыпая битыми стеклами. Тысячи окон и дверей, а также листы с крыш вырывало с корнем. От невероятных перепадов давления срывало крышки люков, лопались пустотелые предметы — закупоренные банки, лампочки, даже детские игрушки. Под землей рвались канализационные трубы. Когда грохот стих, потрясенные люди снова услышали гул, теперь уже как бы удаляющийся…

Все это мало напоминает обычный взрыв. По оценкам специалистов (взрывотехников), чтобы причинить такой ущерб городу, надо было взорвать не менее 30 тонн тротила.
Но почему тогда такая маленькая воронка? Такую воронку можно сделать двумя тоннами тротила (это говорит В. Ларин, взрывник с многолетним стажем, которому после полевых сезонов приходилось подрывать по полторы — две тонны взрывчатки, поскольку ее не принимали обратно на склад).

Представляется крайне странным то, что в непосредственной близости от воронки трава, кусты и деревья остались неповрежденными ни ударом, ни высокой температурой. И почему столбы, стоявшие неподалеку, наклонило в сторону воронки? Почему срывало крышки с люков, и почему лопались пустотелые предметы?

И, наконец, почему «взрыв» оказался как бы растянутым во времени, и препровождался гулом, трясением Земли и необычными световыми явлениями (помимо светящихся шаров и ярких вспышек, наблюдавшихся до взрыва, еще и сама образовавшаяся воронка светилась по ночам, пока ее не залили водой).

Причина загадочного «нападения» на город так и осталась невыясненной (специалисты пришли к выводу, что ни люди, ни природа не могли сотворить такое).

Теперь наша версия. Мы знаем, что в средней полосе России могут быть локальные водородные струи. Эти струи обязательно, по пути своего следования, должны сопровождаться образованием термальной воды, которая к тому же должна быть сильно минерализованной. Термальные минерализованные воды, попадая в зону более низких температур и давлений, обычно сбрасывают свою минерализацию в виде разнообразных «гидротермалитов», залечивая существующую систему проницаемых пор и трещин. В результате водородная струя в верхних горизонтах коры может сформировать вокруг себя своеобразный плотный «колпак», закрывающий водороду выход наружу. Такая преграда обусловливает накопление водорода и др. газов в некоем объеме («котле») под колпаком, следствием чего будет резкий рост давления. (Пузырьки газов, всплывающие с большой глубины в плохо сжимаемой жидкости, приводят к увеличению давления в верхних частях системы, заполненной этой жидкостью). Когда давление в котле превысит литостатическое, то где-нибудь обязательно произойдет прорыв и колпака, и вышележащей толщи. И мы получим мощный выброс. В составе этого выброса будут преобладать водород и вода, возможно, с добавкой углекислого газа. (Таким способом образуются вулканические трубки взрыва — диатремы, только в этом варианте другие масштабы и роль плохо сжимаемой жидкости выполняют силикатные расплавы.)

Таким образом, сама Сасовская воронка №1 образовалась не в результате взрыва, а из-за прорыва газовой струи, состоящей преимущественно из водорода, поэтому она (воронка) такая маленькая (При больших скоростях газовые струи сохраняют свой диаметр, и при попадании в раструб они даже отрываются от стенок).

Вместе с тем, в атмосфере водород смешивался с кислородом, получилось облако гремучего газа, которое уже и взорвалось, т.е. этот взрыв происходил в большом объеме. При взрывном сгорании водорода выделилось большое количество тепла (по 237,5 кДж на моль), что привело к резкому расширению (взрывному разлету) продуктов реакции. В атмосфере при таких «объемных» взрывах за фронтом ударной волны образуется зона разрежения (с низким давлением). Такой же эффект при взрыве дают так называемые «вакуумные бомбы». Надо сказать, когда специалисты по взрывотехнике изучали событие в Сасово, то многие явления (сорванные чугунные крышки со смотровых колодцев, разрывы пустотелых предметов, выбитые наружу окна и двери и т.д.) прямо указывали на взрыв вакуумного типа. Но военные самым категорическим образом заявили, что подрыв «вакуумной бомбы» должен быть исключен из списка возможных причин. И все же с помощью новейших металлоискателей прочесали все вокруг, но никаких фрагментов бомбовой оболочки не обнаружили.

Интересны результаты расчета возможных размеров подземного котла при следующих параметрах:
«котел» на глубине 600 метров, где литостатическое давление — 150 бар;
это некий объем, в котором лишь 5% пористости в виде сообщающихся каверн;
сообщающиеся пустоты заполнены водородом под давлением в 150 атм.;
взорвалась лишь одна двадцатая часть от того, что вырвалось в атмосферу из
подземного котла, остальное — просто рассеялось;
взорвавшаяся часть выделила энергию, равноценную взрыву 30 тонн тротила.
При этих условиях объем котла мог быть порядка — 30?30?50м.

Таким образом, котел был миниатюрным в геологических масштабах. Но энергия, накопленная в нем, была в тысячи раз больше энергии в паровом котле тепловой электростанции. Примерно за километр от моего дома находится ТЭЦ, и когда там стравливают давление из котла, то я глохну, а стекла в квартире вибрируют. А теперь представьте, какими будут гул и вибрация, если недалеко от Вашего дома, под землей, в тысячи раз более мощный котел дал трещину и его содержимое продирается на поверхность, сокрушая шестисотметровую толщу пород. Вблизи это будет настоящее землетрясение с сильным подземным гулом.

Теперь относительно загадочных световых явлений. Сильная электризация в районе предстоящего землетрясения — явление обычное: волосы встают дыбом, топорщится и потрескивает одежда, до чего ни дотронешься — все бьет искрами статического электричества. И если это происходит в ночное время, то начинаешь светиться. Сухой носовой платок может улететь, прямо как волшебный ковер-самолет. Явление и красивое, и жутковатое одновременно (никогда ведь не знаешь, как сильно «тряхнет»). Многие сейсмические толчки предваряются и сопровождаются появлением светящихся сфер (особенно вблизи эпицентра). Некоторые исследователи называют их «плазмоидами», но действительная природа этих образований до сих пор не выяснена.

В Ташкенте во время знаменитого землетрясения основные толчки происходили по ночам, и городские службы тут же, при их первых признаках, отключали город от электроэнергии. Однако, при отключенном электропитании, некоторые линии уличного освещения зажигались самопроизвольно и светили во время сейсмического толчка и после него по 10–15 минут. В официальном отчете по ташкентскому землетрясению говорилось также, что в темных погребах, где не было электроосвещения, становилось светло, как днем. Высказывались предположения, что электризация и световые эффекты каким-то образом связаны с резким накоплением напряженного состояния в горных породах.

Таким образом, если водородная струя «запирается» на глубине, то это может разрешиться формированием воронки в результате прорыва газов на поверхность Земли. И, видимо, этот прорыв далеко не всегда сопровождается объемным (вакуумным) взрывом в атмосфере. Если же водородная струя доходит до поверхности беспрепятственно, то, скорее всего, мы получим провальную (карстовую) воронку. По всей видимости, эти варианты обусловлены различиями в физических и химических свойствах пород, по которым идет инфильтрация глубинного водорода. И, разумеется, между этими крайними типами должны быть промежуточные вариации, и они есть.

P.S.

При первом знакомстве с результатами наших исследований многие спрашивают — «А почему такое масштабное явление обнаружено только сейчас, что разве 25—30 лет назад его не было»?

Разумеется, оно было. 30 лет назад дегазация уже была, может быть не столь интенсивная, как сейчас. Наверняка кольцевые структуры проседания уже существовали, но их было существенно меньше, меньше было и «водородного выбеливания» черноземов. Причина в другом. В рамках бытующих представлений (о составе и строении планеты) на древней платформе водородной дегазации не должно быть. И кто будет искать то, чего не может быть в принципе? Но мы (авторы этого текста) уже давно работаем в рамках принципиально новой глобальной геологической концепции, согласно которой дегазация глубинного водорода быть обязана. И как только появились пригодные для полевых работ газоанализаторы водорода, — мы поехали искать водородные потоки на Русской равнине. Нашли сразу, но нужно честно сказать — на первых порах мы даже не подозревали каковы будут реальные масштабы этого явления.

(по состоянию на конец июля 2008 года)

Ближайшее будущее — «человеческое»

Прежде всего, в пределах региональной аномалии возможно появление взрывных и провальных воронок. По мнению геоэкологов Москвы (которые еще не располагают сведениями про водородные струи) 15% территории города находится в зоне риска по карсту, и провалы на этих площадях могут произойти в любой момент. Специалисты про это знают, говорят и предупреждают, но не проявляют особой активности в понуждении властей к принятию соответствующих мер. Видимо, успокаивающим фактором является бытующее мнение о «неспешном» образовании карстовых полостей. Но в нашем варианте, когда «работает» водород (который способен «сработать» быстро), к этой угрозе следует отнестись с первоочередным вниманием. Нужно постараться, если еще не поздно, провести в экстренном порядке разнообразные геофизические и геохимические исследования, и проводить их в дальнейшем в режиме мониторинга, чтобы установить динамику и направленность эндогенных процессов. Эти исследования следует проводить не только по поверхности, но (что очень важно!) и в нижележащих горизонтах, для чего необходима сеть параметрических скважин глубиной от 100 м до 1,5 км. Необходимо как можно скорее накопить первичную сумму данных с тем, чтобы просто понять, в каком направлении нам следует двигаться дальше в своих исследованиях и жизненных планах.

Сейчас нам не ясны масштабы возможных неприятностей в связи с эндогенной водородной дегазацией в пределах Москвы. Однако, будь наша воля, мы бы прямо сейчас (еще до прояснения ситуации в земных недрах под мегаполисом) затормозили бы строительство многоэтажных сооружений. Очень уж велико их воздействие на нижележащие горизонты. И если есть водородные струи в черте города (а они есть), способные продуцировать воду («теплую» и химически агрессивную), то эта вода будет, прежде всего, размывать породы, находящиеся в напряженном состоянии, т.е. будет размывать породы под фундаментами небоскребов. И не нужно ссылаться на высотные здания сталинской постройки, которые стоят уже более полувека. Во-первых, их строили иначе; а во-вторых, водородная дегазация, скорее всего, появилась гораздо позже, и ее воздействие мы начали замечать только в последние 15 лет (судя по времени проявления свежих взрывных и провальных воронок на Русской платформе).

О ближайшем будущем, но уже «геологическом»

В рамках «Гипотезы Изначально Гидридной Земли» региональная водородная аномалия является ранним симптомом (свидетельством) подготовки Русской платформы к излияниям плато-базальтов (траппов). Надо сказать, что наша платформа — единственная среди древних платформ, где еще не проявился трапповый магматизм, на остальных он широко проявился в мезозое и палеогене. Это явление хорошо изучено, и в нем поражают: полное отсутствие предварительной тектонической и геотермальной активности, внезапное начало и гигантские объемы излившейся лавы. Это не обычный вулканизм, это «flood-basalts» — в буквальном переводе «затопляющие базальты» («flood» — в переводе с английского — наводнение, всемирный потоп, половодье). В Индии на плато Декан этими базальтами залито 650 000 км?, у нас на Восточно-Сибирской платформе их еще больше. Процесс этот многостадийный, но удивляют объемы одноактных извержений — они могут заливать (за раз) тысячи квадратных километров (к примеру, всю Москву за один раз). Утешает (и успокаивает) одно: излияния плато-базальтов — это геологическое будущее, и до него могут пройти миллионы лет. Но этих миллионов может и не быть — ведь региональная водородная аномалия уже существует. И не дай Бог, если она к тому же «сидит» на территории, под которой окажется выступ астеносферы (но вроде бы именно это и намечается).

Однако о начале явления «flood-basalts» планета должна будет послать четкий сигнал, который невозможно будет не заметить (о его природе пока говорить не будем). И мы опасаемся, что после этого сигнала у нас останется мало времени для эвакуации, возможно, несколько лет, но, может быть, только месяцы. Пока этого сигнала еще не было.

Возможная приятная перспектива?

Вместе с тем, имеется и приятный аспект: весьма вероятно, что региональная аномалия на глубине 1,5—2—2,5 км (в кристаллическом цоколе платформы) соберется в несколько мощных водородных потоков, из которых можно будет отбирать водород скважинами. Это сулит большие перспективы в плане добычи водорода в промышленных масштабах. Сейчас весь мир мечтает о переводе энергетики на водород, но никто не знает, где его взять. У нас же есть надежда, что Планета повременит с базальтами, и выделит нам хотя бы сотню-другую лет спокойного существования, чтобы мы могли оприходовать этот «домашний» водород (на зависть соседям), а дальше что-нибудь придумаем.

< Начало. Часть 1

Источник: Hydrogen future

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 56 | 0,171 сек. | 13.12 МБ