Когда возвратятся «Пираньи»?

Когда вернутся «Пираньи»?

В конце 80-х гг. прошедшего века на «Адмиралтейских верфях» для русского ВМФ были построены две малые подводные лодки специального предназначения проекта 865 «Пиранья» разработки СПМБМ «Малахит». Доводка этих субмарин в стране, ставшей на путь развала, оказалась делом хлопотным. Но в конечном итоге эти маленькие корабли полным подводным водоизмещением 319 т и экипажем из 3-х человек оказались очень даже хорошими. Они имели низкие уровни физических полей, неплохую маневренность и значительную глубину погружения (200 м), были ординарны в управлении. Лодки вооружались 2-мя торпедами и минами в контейнерах, транспортировали 6 боевых пловцов. В памяти миллионов россиян эти субмарины остались благодаря кинофильму Александра Рогожкина «Особенности государственной рыбалки», в каком герои ленты «эвакуируют» на «Пиранье» с финского берега позабытые там ящики с водкой. К огорчению, роль «контрабандистки» оказалась последней в судьбе МПЛ проекта 865. В 1999 г. обе лодки выслали на слом.

Но конструкторы СПМБМ «Малахит» не оставили тему малых подводных лодок. Ими разработана целая линейка проектов МПЛ водоизмещением от 130 до 1000 т.

При малых размерах эти субмарины являются носителями различного вооружения, включающего торпеды и мины, а на более больших лодках типов П-550, П-650Э и П-750 может быть размещение крылатых ракет «Калибр-ПЛ» (Club-S) либо BRAHMOS класса «подводная лодка-корабль» и «подводная лодка-земля». Другими словами при определенных обстоятельствах они могут делать даже стратегические задачки. Современное электрическое оснащение позволяет им вовремя обнаруживать цели и с упреждением штурмовать противника. Низкие уровни шумности и электрических полей содействуют очень малой заметности.

Когда вернутся «Пираньи»?

МПЛ проекта 865 «Пиранья».

Высочайшая маневренность получается из-за внедрения малошумного гребного винта в поворотной насадке и запасного движительного комплекса из 2-ух забортных управляющих колонок. Благодаря этому лодки способны практически крутиться на месте.

Еще одна важная особенность малых подводных лодок – высочайшая степень автоматизации процессов боевого управления и эксплуатации кораблей. И это не случаем. «Малахит» – мировой фаворит в области всеохватывающей автоматизации субмарин. МПЛ имеют экипажи, состоящие всего из 4-9 человек, для которых сделаны довольно комфортабельные условия обитания. Не считая штатной команды лодки принимают до 6 боевых пловцов с полной экипировкой.

МПЛ этого семейства могут оснащаться модулями со вспомогательными воздухонезависимыми (анаэробными) энергетическими установками (ВНЭУ), которые значительно наращивают подводную дальность хода. Об этом стоит сказать особо. Конкретно для «пираний» в конце 80-х гг. прошедшего века питерским Особым конструкторским бюро котлостроения (СКБК) была сотворена воздухонезависимая, другими словами не зависящая от поступления атмосферного воздуха, энергоустановка «Кристалл-20» мощностью 130 кВт. Эта ВНЭУ с химическими генераторами (ЭХГ) для получения энергии употребляет водород и кислород. Процесс работы установки, на 1-ый взор, прост. При содействии водорода с кислородом, которое осуществляется через особенные мембраны, выполняющие функции электролита, вырабатывается электронный ток и появляется дистиллированная вода. Перевоплощение хим энергии в электронную происходит без горения, без какого-нибудь механического воздействия и, что для подводных лодок в особенности принципиально, бесшумно. Коэффициент полезного деяния ВНЭУ с ЭХГ добивается 70-75%. В 1991 г. после всесторонних испытаний ВНЭУ «Кристалл-20» была принята заказчиком – Министерством обороны. Но скоро последовал распад СССР, после этого ни инноваторские энерго установки, ни подводные лодки, снаряженные ими, оказались не подходящими.

Когда вернутся «Пираньи»?

МПЛ П-550.

Когда вернутся «Пираньи»?

Методом врезки модуля с ВНЭУ МПЛ П-550 преобразуется в МПЛ П-650Э.

Меж тем, по расчетам профессионалов ЦНИИ им. А.Н. Крылова, подводная автономность субмарин с ЭХГ на 450% больше, чем у обыденных дизель-электрических лодок. А в ближней морской зоне по аспекту «стоимость – эффективность» лодки с ВНЭУ имеют достоинства и перед атомоходами. Последнее событие имеет принципное значение, так как современные военно-морские концепции предугадывают развертывание подводных лодок приемущественно не на океанских коммуникациях, а у берегов – собственных либо чужих.

Нельзя сказать, что в Рф запамятовали о воздухонезависимых установках. СКБК много сил и средств издержало на разработку ВНЭУ второго поколения «Кристалл-27», созданной для лодок проекта 677 «Лада» и их экспортной модификации «Амур». Спецы СКБК отыскали уникальный метод снаряжения субмарин водородом. Этот газ хранится не в емкости и не в сжиженном виде, а в интерметаллидном соединении (сплаве металла с высочайшим содержанием водорода), что позволило резко повысить эксплуатационную безопасность. Но из-за отсутствия финансирования установку не удалось довести.

Когда вернутся «Пираньи»?

МПЛ П-750.

Когда вернутся «Пираньи»?

На МПЛ П-750 располагаются шахты с крылатыми ракетами.

За создание анаэробных установок с ЭХГ в 1998 г. взялось ЦКБ МТ «Рубин» вместе с Ракетно-космической компанией «Энергия». В итоге появилась модель установки РЭУ-99, которую предусматривалось встраивать в особый отсек «Лады» либо «Амура» и обеспечивать лодке длительность подводного плавания до 20 суток. Установка обещала быть обычной и экономной в эксплуатации. Но одно событие смущало: криогенное хранение компонент горючего – кислорода и водорода, размещавшихся в емкостях в одном и том же отсеке. После катастрофы атомной подводной лодки «Курск», погибшей в итоге взрыва водянистого горючего, вытекшего из покоробленной торпеды, интерес в отношении установки РЭУ-99 резко убавился. И этот проект был практически закрыт. А вся тема по ВНЭУ была передана ЦНИИ судовой электротехники и технологии, где из-за отсутствия ассигнований исследования по анаэробным установкам носят в большей степени теоретический нрав.

Тем временем весь цивилизованный мир уехал далековато вперед. Подводные лодки с ВНЭУ сейчас серийно строят в Германии, Франции, Швеции, Греции, Испании, Стране восходящего солнца и Южной Корее. К ним приглядываются и америкосы, которые часто приглашают для «знакомства» и учений субмарины с анаэробными установками из состава забугорных флотов. И для внедрения ВНЭУ им много времени не пригодится. Они просто купят нужные технологии. А вот нам их навряд ли кто продаст.

Когда вернутся «Пираньи»?Малая ПЛ ВМС Ирана.

Воссоздание коллектива конструкторов и производственников, работающих по теме ВНЭУ, – дело большой гос значимости. Разработка новейшей анаэробной установки на базе ВНЭУ «Кристалл-20» и «Кристалл-27» вероятна. А размещение таких движков на первом шаге на малых подводных лодках, непременно, станет приметной вехой в развитии российского подводного кораблестроения.

Но вернемся к МПЛ. Преимущественная «среда их обитания» – прибрежные акватории, мелководные и островные воды. Но они очень даже хорошие ныряльщики. Глубина их погружения колеблется от 200 до 300 м. Дальность плавания составляет от 2000 до 3000 миль, а автономность – от 20 до 30 суток. Для примера приведем тактико-технические элементы более большой подводной лодки семейства – типа П-750. Ее обычное водоизмещение – 960 т (1
060 т – с модулем воздухонезависимой установки), длина – 66,8 м (70,4 м), поперечник корпуса – 6,4 м, полная подводная скорость – 17 узлов, дальность плавания – 3000 миль, дальность непрерывного подводного хода – 280 миль (1200 миль), глубина погружения – 300 м, автономность – 30 суток, экипаж – 9 человек + 6 боевых пловцов.

Особенный энтузиазм представляет состав вооружения. У этой субмарины четыре 533-мм торпедных аппарата, из которых можно выстреливать не только лишь торпеды, да и крылатые ракеты. Перезарядка в море торпедных аппаратов не предусмотрена. Зато они повсевременно готовы к незамедлительному использованию для одиночной и залповой стрельбы. На МПЛ имеется также 8 торпедных аппаратов калибра 400 мм для противолодочных торпед. П-750 способна принимать до 24 донных мин в забортных минносбрасывающих устройствах (МСУ). И, в конце концов, на лодке может быть размещение до 4 вертикальных пусковых установок с крылатыми ракетами, в том числе типа 3М-14Э комплекса Club-S, созданных для ударов по береговым целям, находящимся на удалении до 300 км. Другими словами такие подлодки применимы не только лишь для отражения атак с моря, да и сами способны грозить местности противника. И вообщем арсенал П-750 превосходит вооруженность многих более больших субмарин. Приравнивать эти лодки к подклассу «малых» даже как-то неловко. Ведь средняя ПЛ типа «Щука» III серии эры Величавой Российскей войны имела подводное водоизмещение 705 т, предельную глубину погружения 90 м, подводную скорость хода 2,8 узла. А вооружение состояло из 10 торпед и 45-мм пушки.

«Эти лодки (имеются в виду МПЛ – прим. редакции) могут в течение 2-3 лет восполнить боевой состав Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии, – выделил в интервью «РИА Новости» вице-адмирал Виктор Патрушев. – Четыре-шесть таких подлодок могут на сто процентов перекрыть такие закрытые либо полузакрытые акватории, как Темное, Балтийское и Каспийское моря. Вызывает удивление тот факт, что до сего времени Министерство обороны РФ не направляет на их никакого внимания, хотя их достоинства явны хоть какому военно-морскому специалисту».

Вправду, в составе Балтийского и Черноморского флотов дизель-электрических подводных лодок практически не осталось. Их количество исчисляется несколькими единицами, которыми не сделать погоду на морском театре. А на Каспии их вообщем нет, хотя это море находится в очень беспокойном регионе, и обстановка там может стремительно изменяться. К примеру, Ирану ничего не стоит перебросить туда автотранспортом свои малые и сверхмалые подводные лодки из Аравийского моря и Персидского залива.

Когда вернутся «Пираньи»?

Малые подводные лодки типа Ula ВМС Норвегии смотрят за передвижением русских атомоходов в Баренцевом и Норвежском морях.

МПЛ на Тихом океане и в Баренцевом море способны делать задачки по разведке омывающих Россию вод, обеспечивать скрытную проводку атомных подводных лодок на боевую службу. Они фактически неподменны для выстраивания противолодочных рубежей в прибрежных акваториях. Тут необходимо сослаться на опыт НАТО. Конкретно маленькие дизель-электрические подводные лодки типа Ula ВМС Норвегии составляют передовую заавесь ПЛО в Атлантике. Они смотрят за передвижением русских атомоходов и первыми передают данные о их в надлежащие штабы и службы НАТО.

Виктор Патрушев направил внимание и на то событие, что МПЛ воспользовались завышенным энтузиазмом у представителей ряда ВМС государств Близкого Востока и Юго-Восточной Азии на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. В канун МВМС-2009 начальник департамента ВМФ «Рособоронэкспорта» Олег Азизов, отвечая на вопрос журнальчика «Национальная оборона» (см. №6/2009) относительно того, почему русские малые подводные лодки до сего времени «не пошли» на международном рынке, произнес: «На мой взор, причина явна. Наша родина имеет обеспеченный опыт проектирования, строительства и эксплуатации малых ПЛ. Но не тайна, что в текущее время ВМФ Рф таких лодок в собственном составе не имеет. Их серийное строительство приостановлено». Другими словами отсутствие МПЛ в составе ВМФ РФ наносит вред военно-техническому сотрудничеству Рф с другими государствами.

Когда вернутся «Пираньи»?

МПЛ П-550.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,117 сек. | 11.3 МБ