Коммерческий дракон. Передача космоса в личные руки — дорогая дань моде

Коммерческий дракон. Передача космоса в частные руки — дорогая дань модеВо вторник 2012.05.22 сделанная личной компанией «SpaceX» ракета «Falcon 9» вывела в космос сделанный той же компанией транспортный корабль «Dragon».

Лётные данные комплекса импозантны. На низкую околоземную орбиту — а именно, к орбитальным станциям — выводится 10 тонн. За вычетом массы самого «Дракона» нужная нагрузка — по различным источникам — от четырёх до 6 тонн. По плану первого испытательного полёта «Дракон» должен состыковаться с интернациональной галлактической станцией, доставить на неё 521 килограмм воды, продовольствия и расходных материалов для тестов, а потом возвратить на Землю около 660 кг оборудования, подлежащего повторному использованию, и результатов тестов.

Неплохи и заявленные коммерческие свойства. А именно, обитаемая версия «Дракона» должна доставлять к МКС и спускать оттуда до 7 человек — столько же, сколько умещалось в летавшие с 1981.04.12 «челноки». Но за стоимость 1-го полёта «челнока» подразумевается обеспечить дюжину рейсов «дракона». Более того, в расчёте на 1-го астронавта пуск будет приблизительно в два раза дешевле рейса на нашем «Союзе».

Это, вобщем, не умопомрачительно. В стоимость полёта на «Союзе» включена большая прибыль, идущая на огромное количество других разработок РосКосмоса (и, по слухам, доходящая до этих разработок практически без выпадения в осадок по начальственным кармашкам). SpaceX на данный момент большенными планами сотворения новейшей техники не хвастает, а норма прибыли в южноамериканском бизнесе сегодня — в разгар 2-ой Величавой депрессии — достаточно умеренна. По правде, прибыль должна приметно превосходить стоимость кредита, а Федеральная запасная система уже не 1-ый год кредитует большие банки фактически даром, и те могут в свою очередь предложить неким привилегированным клиентам кредиты на критериях, покрывающих разве что издержки на оформление платежей. Техно же составляющая издержек на пуск навряд ли приметно отличается.

Естественно, «Сокол» разработан совершенно не так давно и на базе новейших достижений авиационной и галлактической техники. «Союз» же ведёт родословную от Р-7, чья разработка началась 1954.05.10, 1-ый — плохой! — старт состоялся 1957.05.15, а 1-ый полёт по полной программке прошёл 1957.08.21. Все же техническое совершенство «Союза» не уступает хоть какой другой сейчас летающей галлактической ракете. Просто так как каждый полёт идёт под контролем огромного количества датчиков и каналов телеметрии, даёт конструкторам огромный объём сведений о поведении системы, и все эти сведения употребляются для доработки узлов, подмены материалов и иных работ, позволяющих с каждым днём облагораживать главную «рабочую лошадку» русского космоса.

Кстати, основным недочетом американских «челноков» оказался как раз тот план, что представлялся их основным достоинством. Многоразовую конструкцию фактически нереально дорабатывать. В процессе разработки — в 1971–9-м — конструкторы находили совершеннейшие решения. Но уже после первого полёта развитие системы пришлось закончить. «Columbia», «Challenger», «Discovery», «Atlantis» и даже «Endeavour», построенный в конце 1980-х взамен погибшего «Challenger», очень точно воспроизводят летавший исключительно в атмосфере (для отработки технологии посадки) «Enterprise» — по другому наземным службам пришлось бы перед каждым пуском перенастраивать всё своё оборудование, а экипажу проходить основательную переподготовку. В итоге к последнему полёту 2011.07.08 гордые крылатые красавчики морально устарели так, что никто даже не пробовал всерьёз дискуссировать их доработку — несоизмеримо проще сделать новейшую технику с нуля.

Новенькая — анонсированная 2006.08.22 — разработка National Aeronautics and Space Administration — пилотируемый корабль «Orion» — отчасти многоразовая: использовать неоднократно подразумевается спускаемый аппарат, где разместится и какая-то часть приборного отсека. Возможно, его срок службы будет не так велик, и новые корабли получится дорабатывать по мере скопления инженерного опыта и возникновения новых конструкций у смежников.

Корабль «Dragon» ворачивается фактически вполне: двигательная установк
а, топливные баки, батареи и другое оборудование агрегатного отсека. Правда, заявленное число повторных использований как бы невелико — порядка дюжины. Так что его будут улучшать — хотя и куда медлительнее, чем наши обитаемые «Союзы» и грузовые «Прогрессы».

1-ая ступень ракеты «Falcon» запланирована как многоразовая. Правда, при первом опытнейшем пуске — 2010.06.04 — она так повреждена, что не подлежит повторному использованию. Пришлось делать новейшую. Может быть, повреждения первых ступеней будут довольно часты для оперативной доработки. Зато 2-ая ступень на сто процентов разовая. Соответственно и улучшать её можно хоть при каждом запуске. Есть надежда, что она навечно остается на фронтальном крае технического прогресса, как и наша древняя, но не стареющая «семёрка».

Правда, для этого необходимо ещё одно условие — сохранение самой компании, разрабатывающей и производящей комплекс. Либо хотя бы сохранение преемственности при неминуемых в рыночном мире делениях, слияниях, поглощениях, разорениях, реструктуризациях…

Тут-то и зарыта одна из огромного количества собак, заставляющих NASA особо подчёркивать — в угоду сегодняшней усиленной рекламе чудес, творимых невидимой рукою рынка — коммерческий нрав нового пуска.

«Orion» разрабатывает полностью коммерческая компания «Lockheed Martin». Она же соучаствовала в разработке «челноков» совместно со настолько же коммерческими «Thiokol», «Alliant Techsystems», «Martin Marietta», «Boeing», «Rockwell». Все же оба проекта числятся муниципальными, так как выдаёт общие технические задания и координирует работу NASA.

А вот работа над комплексом «Falcon» + «Dragon» идёт хотя и по заказу NASA и по её спецификациям, но без прямого вмешательства страны в деятельность конструкторов и конвейерщиков. Его роль в этом случае формально ограничена выдачей договора и проверкой его выполнения.

На мой взор, этой различия навряд ли довольно, чтоб говорить о благотворности невидимой руки рынка. В особенности с учётом того, как красиво подтверждена — и ещё за длительное время до сегодняшней депрессии — основная способность этой руки — способность душить собственных адептов. Конкретной предпосылкой кризиса стал демонтаж фактически всех муниципальных регулирующих устройств, разработанных по опыту предшествующей — Первой — Величавой депрессии. Ход её в главном определяется нежеланием властей большинства государств, всё ещё именующих себя развитыми, впрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность (ибо вмешательство потребовало бы сначала затягивания поясов, причём не только лишь у рядовых людей). В таких критериях актуально нужен хоть некий резон в пользу невмешательства. Его и обеспечивают рассказы о чисто рыночной природе новейшей галлактической системы.

На теоретическом уровне не исключено, что в сравнимо недалёком будущем появится набор галлактических коммерческих задач, полностью окупающий разработку и создание новых ракет и кораблей. Тогда, возможно, личные компании сумеют заняться разработкой этой техники на чисто рыночной базе. Но пока таких задач как бы не просматривается: даже спутники связи, навигации, метеорологического наблюдения запускаются ракетами, когда-то отпочковавшимися от военных задач (та же «семёрка» была первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой; её создание гарантировало ответный ядерный удар по местности Соединённых Стран Америки, что значительно охладило тамошние жаркие головы). Комплекс же, в первый раз вышедший на орбиту 2012.05.22, навряд ли можно считать коммерческим: процесс его сотворения не отличается от всех прошлых американских галлактических разработок ничем значимым, не считая безудержной — с южноамериканским размахом — рекламы южноамериканского вида ведения дел, уже издавна и тщательно доказавшего свою несостоятельность и снутри страны всё далее уступающего место отношениям, так либо по другому контролируемым государством.

Надеюсь, наша галлактическая ветвь не поведётся на эту рекламу, а остается централизованной и гос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,144 сек. | 11.27 МБ