Компания «Энергомаш» продавала янки русские ракетные движки за половину цены издержек на их создание

Компания "Энергомаш" продавала американцам российские ракетные двигатели за половину стоимости затрат на их производство

Миллиардными убытками для нашей страны обернулись поставки в Америку русских ракетных движков. Проводившие проверку ОАО «НПО «Энергомаш» аудиторы Счётной палаты (СП) установили, что русские ракетные движки РД-180 для американских ракет-носителей «Атлас 5» продавались за половину цены издержек на их создание. Исключительно в 2008–2009 годах утраты от таких «успешных» продаж составили порядка 900 млн рублей – практически 70% всех убытков «Энергомаша». Это не всё. Наши движки посодействовали Америке продолжить развёртывание собственной системы противоракетной обороны.

Прежнее управление «Энергомаша» считает проверку Счётной палаты не чем другим, как местью. В качестве доказательства – некоторая странноватая история с вымогательством большой взятки, которую четыре года вспять типо добивались проверяющие, ничем так и не кончившаяся. Удивительно, что аудиторам пришлось ожидать целых четыре года, чтоб «отомстить» к тому времени уже снятому с поста гендиректору, который к тому же полностью благополучно доработал до 2010 года, в итоге выписав собственной команде директоров приз в 100 годичных окладов рабочего «Энергомаша». Прогуливались слухи, что Пахомова уволили типо за то, что он проигнорировал указание бывшего главы Роскосмоса Анатолия Перминова об интеграции предприятия с РКК «Энергия». Если б распоряжение было выполнено, «Энергия» получила бы конкурентноспособные достоинства во вред другим русским ракетным фирмам. А главное – Пахомов-де считал, что передача муниципального предприятия «Энергомаш» (более 80% акций у страны) личному РКК «Энергия» (более 70% акций у частников) должна осуществляться с соблюдением законов о приватизации стратегических компаний. За что, дескать, с генеральным и свели счёты. Вопрос только в том, так ли это по сути.

Вправду, основная толика акционерного капитала ОАО «НПО «Энергомаш» принадлежит государству в лице Росимущества. «Но есть свои тонкости, – объясняет аудитор Счётной палаты Сергей Рябухин, – потому что до недавнешнего времени фактическое управление предприятием производила управляющая компания, сразу владевшая 20-процентным пакетом акций ОАО. Обладатели этой компании пару раз изменялись. А правительство смогло установить контроль над НПО «Энергомаш» только в конце 2010 года».

Другими словами, пока правительство не схватилось сразу за голову и за кармашек, подсчитав убытки, всё шло замечательно. И у управления «Энергомаша» не было никакого желания передавать настолько комфортную в плане контроля компанию «РКК «Энергия» с еще более действенным негосударственным менеджментом, который мог в одночасье вскрыть все препядствия «Энергомаша». И еще резвее, чем это сделала Счётная палата. Бесконтрольность же давала еще больше призов, ежели игра в паре с «Энергией». Отсюда и нежелание вести взаимодействие, приведшее в конечном итоге к конфликту с Роскосмосом и с Перминовым лично.

Кстати, и модернизацию НПО пришлось бы проводить в более прозрачном режиме – частник никогда не закрыл бы глаза на то, на что их закрывало правительство. А именно, аудиторская проверка показала, что из 2,5 миллиардов рублей, которые правительство перечислило на модернизацию «Энергомаша», мотивированным образом не было потрачено ни копейки. По словам аудитора Сергея Рябухина, в «Энергомаше» просто игнорировали требования и директивы о необходимости модернизации предприятия. А вот куда делись 2,5 миллиардов рублей, ещё предстоит узнать. Выяснять придётся и почти все другое: скажем, почему миноритарным акционером ГК «Регион» был организован саботаж работы с целью реализовать государству собственный пакет акций в восемь раз дороже реальной цены? Саботаж, как ни удивительно, завершился очень удачно: в итоге цена пакета, принадлежащего ГК «Регион» – а это наикрупнейший после страны акционер «Энергомаша», – выросла на целый млрд рублей! На фоне схожих проделок как-то совершенно уж мелковато смотрятся другие нарушения. Например, руководители заключали до
говоры с заводом на аренду собственного автотранспорта, который употреблялся как служебный, и получали за это порядка 5 млн рублей в год.

Но это всё цветы. Ягодки, как выяснилось, куда как опаснее для здоровья нашей страны.

Молвят, что сотрудничать с янки ОАО «НПО «Энергомаш» начало в 1995 году при личном посредничестве Бориса Ельцина. По сути началось оно несколько ранее, в октябре 1992 года, когда «Энергомаш» запустил партнёрскую программку сотрудничества с «Пратт энд Уитни». Тогда же было подписано Соглашение по совместному маркетингу и лицензированию технологий с компаниями United technologies Co и «Пратт энд Уитни». «Энергомаш» провозгласил эти структуры своими представителями по маркетингу в отношении производства, использования либо реализации двигательных установок и лицензируемых технологий по всем программкам и договорам в США.

Сотрудничество, правда, шло ни шатко ни валко. В январе 1994 года в размещенном отчёте НАСА «Доступ в космос» в первый раз было упомянуто о способности использования движков разработки «Энергомаша» в качестве главных маршевых движков. А в 1995-м русская компания подала заявку на роль в конкурсе движков для новейшей на тот момент американской ракеты-носителя Atlas IIAR. Конкурс объявила компания «Локхид Мартин Астронотикс», а у «друга Билла», как Ельцин называл собственного южноамериканского сотруднику Клинтона, были отличные личные связи с управлением этой компании. В общем, Клинтон замолвил словечко, и НПО «Энергомаш» удалось невиданным образом обойти всех соперников. А может, всё было и по-другому – наши движки вправду на тот момент были наилучшими, а не просто самыми дешёвыми.

В «Энергомаше», например, убеждают, что разработка мотора РД-170 обогнала подобные разработки в США на 8–10 лет. Вроде бы то ни было, в январе 1996 года компания «Локхид Мартин» объявила о выборе жидкостного ракетного мотора РД-170 в качестве мотора первой ступени ракеты-носителя Atlas IIAR.

Чтоб читатели представляли для себя, что все-таки такое ракетный движок, скажем, что вес такового агрегата стремится к 5,5 тонны. В движке задействованы не только лишь сверхновые технологические разработки, да и сверхдорогие материалы. Есть версия – она нуждается в проверке, но высказывается серьёзными профессионалами в области ракетных технологий, – что договор с янки мы получили не в последнюю очередь из-за малой стоимости движков РД-170. Сначала такие утраты можно было оправдать демпингом ради завоевания рынка. Но позже и рынок захватили, и движок усовершенствовали, но в конечном итоге РД-180, который поставлялся янки в последние годы, был должен стоить как минимум на 40% дороже цены, обозначенной в договоре с янки. Почему была предоставлена «скидка», вопрос открытый.

Формально Наша родина не участвует в американской системе ПРО. На деньках генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен отклонил предложение русского президента сделать «секторальную» систему ПРО с ролью Рф и разграничением ответственности.

«НАТО не может передать ответственность за свою безопасность стране, не являющейся членом альянса», – растолковал на последовавшем брифинге генсек Расмуссен.

Все же в ПРО задействованы наши составляющие, поточнее упомянутые движки. Но вот в чём фокус: взамен мы, очевидно, не получаем способности держать под контролем процесс да ещё и теряем средства. А ведь конкретно проданные в США русские движки РД-180 выслали в космос 1-ый спутник новейшей системы ранешнего обнаружения запусков баллистических ракет SBIRS, действующей в рамках системы ПРО НАТО. При всем этом движки РД-180 разрабатывались и сертифицировались только для использования на американских ракетах-носителях семейства «Атлас». Другими словами наша страна – не без необычного попустительства со стороны управления «Энергомаша» – пичкала США элементами системы ПРО, которая сейчас, по словам министра обороны Рф Анатолия Сердюкова, грозит безопасности нашей страны!

На конец марта 2011 года Наша родина поставила в Америку 53 мотора. Проведено 6 пусков ракетоносителей «Атлас 3» с движками РД-170 и 24 запуска ракетоносителей «Атлас 5» с движками РД-180. Все запуски прошли удачно, замечаний, касающихся работы движков, не поступало. При использовании русских движков прошли пуски орбитального аппарата для исследования лунной поверхности и аппарата для исследования лунных кратеров (LRO/LCROSS), галлактического аппарата для исследования поверхности Марса, галлактического аппарата для разведки Плутона и его спутника Харона в рамках программки «Полёт к
Плутону». В этом году «Атлас 5» выведет в космос аппарат «Юнона», парящий к Юпитеру, и Марсианскую научную лабораторию.

И всё это – за полцены.

P.S. Когда материал был подготовлен к публикации, стало понятно, что кроме Счётной палаты деятельностью «Энергомаша» заинтересовались в Генеральной прокуратуре и ФСБ. Мы будем информировать наших читателей о предстоящем ходе этой неприглядной истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,140 сек. | 11.31 МБ