Константин Сыроежкин: Что делать ШОС, если США переносят зону конфликта в Ферганскую равнину?

Константин Сыроежкин: Что делать ШОС, если США переносят зону конфликта в Ферганскую долину?Не исключено, что переброска активности США и НАТО на север Афганистана связана с тем, что США планируют расширить зону "контролируемого конфликта", перенеся ее в Ферганскую равнину. Об этом на страничках научно-аналитического журнальчика "Международные исследования", издающимся при Институте сравнительных соц исследовательских работ ЦЕССИ-Казахстан, на базе нескольких интернациональных конференций по Афганистану, организованных в том числе Фондом Александра Князева и ЦПТ "Политконтакт", заявил главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследовательских работ.

Афганский вектор уже много лет остается главным в ряду угроз безопасности для Центральной Азии. Эти опасности проистекают как из социально-экономических и политических заморочек развития самого Афганистана, так и в силу "геополитической игры", в какой ее участниками Афганистану и базирующимся на его местности боевикам отводятся очень специальные место и роль.

Опасности и вызовы, связанные с афганским вектором, можно (довольно условно) поделить на три группы. Реальные опасности и вызовы, другими словами те, с которыми системы региональной и государственной безопасности сталкиваются в текущее время. Предполагаемые опасности и вызовы, другими словами те, которые могут появиться в случае провала стратегии западной коалиции, конфигурации стратегии ее борьбы с повстанческим движением, также ее быстрого ухода из Афганистана. 3-я группа связана с интенсивно дебатируемой в текущее время неувязкой роли ШОС в урегулировании в Афганистане.

К первой группе можно отнести последующие опасности и вызовы.

1-ое, сохранение Афганистана в качестве основной базы террористов, в том числе из числа лиц, которые связаны с террористическими и экстремистскими организациями, имеющими собственной целью дестабилизацию ситуации в Центральной Азии, свержение действующих политических режимов и создание в ее границах Исламского Халифата.

Политическая непостоянность в Афганистане и неконтролируемость значимой части его местности со стороны центрального правительства — это та база, которая позволяет использовать местность страны для подготовки пусть малочисленных, но вправду представляющих реальную опасность для политических режимов стран Центральной Азии групп. Идет речь о таких группах, как "Исламское движение Узбекистана", "Акрамийя", "Таблиги Джамаат", "Исламская партия Восточного Туркестана", "Жамаат моджахедов Центральной Азии" и т.д. Другими словами тех, кто имеет родиной собственного происхождения страны Центральной Азии.

Так как биться с этими группами в границах местности Афганистана страны региона и Наша родина не имеют способности, им остается только возлагать на то, что внешнюю активность этих групп будут пресекать национальные силы безопасности Афганистана и еще пока находящиеся в этой стране подразделения ISAF.

Единственное, что в наших силах — укрепление границ по периметру с Афганистаном и усиление КСОР ОДКБ как единственной структуры, призванной обеспечивать коллективную безопасность в регионе.

2-ое, сохранение Афганистана в качестве основной базы по производству опия-сырца, также основного поставщика героина и других наркотиков на мировые рынки транзитом через страны Центральной Азии.

Основная неувязка для нас — внедрение территорий стран региона для транзита афганских наркотиков, появление криминальных группировок, связанных с этим транзитом и быстрое повышение числа наркозависимых в государствах региона.

Ждать, что эта неувязка "рассосется" сама собой, наивность.

Во-1-х, по ряду оценок, культивирование опиумного мака дает до 40% ВВП Афганистана и в это создание вовлечено более 3,5 млн. афганцев (либо практически 15% населения страны).

Более того, по оценкам Интернационального комитета по контролю над наркотиками, в конце 2009 года совокупные припасы опия в Афганистане и примыкающих странах составили около 12 тыс. тонн. Этого количества довольно для ублажения общемирового
нелегального спроса на опиаты в течение 2-ух с половиной лет.

Во-2-х, границы Афганистана с Таджикистаном и Пакистаном фактически прозрачны и не представляют препятствия для контрабанды наркотиков.

В-3-х, в 1990-х начале 2000-х годов была сотворена интернациональная сеть финансирования, производства, транспортировки и реализации наркотиков. Поставки наркотиков из Афганистана в Европу осуществляются сходу по нескольким каналам. Устранить всю эту сеть в одночасье не получится.

Но основное препятствие, мешающее действенному противодействию этой опасности, состоит в том, что, вероятнее всего, в наркотрафик вовлечены как силы коалиционных войск, так и значимая часть элиты в США, Европе, Иране, Пакистане, Рф и в государствах Центральной Азии. Если б это было по другому, то для перекрытия путей доставки в Афганистан не производящихся на его местности прекурсоров довольно было бы только политической воли.

Третье, вероятное падение правительства Хамида Карзая и возвращение к власти движения "Талибан", влекущие за собой неизбежность появления нового витка штатской войны в Афганистане и опасность дестабилизации в Центральной Азии.

Участвовать в диалоге с движением "Талибан", как в силу ограниченных внешнеполитических способностей, так и по той причине, что к этому диалогу страны Центральной Азии и Россию не допустят США и НАТО, мы не можем. Единственное, что в наших силах — укрепление пояса безопасности по периметру границ с Афганистаном на коллективной базе в рамках ОДКБ и, может быть, ШОС.

При всем этом, как уже говорилось, основная неувязка заключается не в маловероятной злости движения "Талибан" в Центральную Азию, а во полностью реальной активизации деятельности этнических террористических организаций на севере Афганистана, имеющих тесноватые контакты с террористическим подпольем в государствах Центральной Азии (в особенности в Киргизии и Узбекистане) и в Рф.

4-ое, предстоящее обострение ситуации в Пакистане, распад правящей коалиции и перспектива попадания ядерного орудия в руки террористов.

Судя по развитию ситуации в Пакистане, это — наиблежайшая перспектива. Правящая коалиция уже фактически распалась, и единственная сила, которая пока держит Пакистан от полного краха, это армия.

Но в реальный момент наблюдается пришествие на позиции армии и спецслужб с целью понижения их положительного стиля и роли в обществе. При этом, происходит это на фоне беспомощности правительства, роста радикализации общества и числа совершаемых террористических актов.

В конце концов, неминуемый и достаточно скорый уход США и подразделений ISAF из Афганистана (даже, если они решат бросить там неизменные военные базы).

Константин Сыроежкин: Что делать ШОС, если США переносят зону конфликта в Ферганскую долину?

Это значит, что единственная сила, которая реально сдерживает напор исламизма в Центральную Азию, уходит из региона и оставляет светские политические режимы один на один с возрастающим воздействием конструктивного ислама.

Уход США и сил западной коалиции из Афганистана востребует от стран региона и Рф без помощи других решать весь комплекс заморочек, связанных с Афганистаном, основная из которых вероятное появление новейшей волны исламистского радикализма по всему региону и возобновление активности исламистов в Центральной Азии.

2-ая группа угроз и вызовов не настолько явна.

1-ый и самый страшный вызов военно-геостратегический; под предлогом борьбы с терроризмом США и НАТО за 10 лет сделали в Афганистане ударный плацдарм, позволяющий по мере надобности очень стремительно развернуть мощнейшую группировку войск на южных рубежах СНГ.

Судя по тому, как ведется война в Афганистане, навязывается вывод, что основная цель США и НАТО заключается в том, чтоб сделать на местности Афганистана и Пакистана плацдарм для следующего проникания и установления собственного воздействия над всем Центрально-Азиатским регионом и блокирования Рф и Китая. Фактически говоря, конкретно на это ориентирована стратегия "Большой Центральной Азии", рассчитанная на отрыв центральноазиатских государств от СНГ, ОДКБ и ШОС.

Об эт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,107 сек. | 12.8 МБ